В истории российского виноделия начинается новый этап. До 2015 года в России ориентировались на само вино, в то время как во всем мире - на виноград, из которого продукт изготовлен, на географическую точку производства вина. Вскоре появятся российские вина с защищенным географическим указанием. Зампред думского комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский считает это серьезным успехом на пути к созданию процветающего винодельческого сектора.
31 декабря 2014 года принят эпохальный для российского виноделия законопроект о внесении изменений в 171-ФЗ. Статус малых российских винодельческих организаций был наконец-то легализован. Законопроект предусматривает снижение административных барьеров и вводит упрощенную форму лицензирования для малых винодельческих хозяйств. Это должно в значительной мере помочь их развитию и, косвенным образом, повысить их конкурентоспособность.
“Данный законопроект - серьезный показатель того, как пришлось биться за возможность того, чтобы сегодня российское вино и российские производители стали легально существовать. Мы смогли легализовать наших отечественных производителей, наши крестьянско-фермерские хозяйства, которые до этого момента находились фактически вне закона и работали исключительно из подвижнических убеждений”.
По мнению Звагельского, законопроект сделал российскую винодельческую отрасль частью мировой: “Мы стали частью мирового сообщества с точки зрения того, как мы понимаем и как мы классифицируем виноделие. Как раз это тот случай, когда надо смотреть на то, как развивается, классифицируется, защищается виноделие во всех странах, которые считаются основными и ведущими по производству вина. Классификации, которые были введены, полностью соответствуют сегодняшней мировой практике, и сегодня мы можем абсолютно с уверенностью заявить, что тогда, когда на полках появятся вина с защищенным географическим указанием, с защищенным местом происхождения, это как раз будет полностью соответствовать тому, что мы называем различными словами - appellation, и т.д”.
По мнению депутата, у российских производителей есть все предпосылки для того, чтобы стать частью мировой отраслевой элиты: "Мы полностью входим в мировую элиту производителей вина - как по формальным признакам, потому что мы сегодня прописали это в законе, так и по качеству. Даже существовавшие вне закона производства и виноделие говорило о том, что вино в России делается хорошее, качественное, но вот придать этому законодательную форму до последнего момента не было, наверное, никакой возможности”.
Звагельский подчеркнул, что инициаторы внесения изменений в законодательство не собираются останавливаться на достигнутом в вопросах статуса отечественного виноделия в целом и крестьянско-фермерских хозяйств в частности. “Мы постарались максимально сделать так, чтобы отечественные производители имели некие преференции при получении лицензии. Мы с огромным трудом отстояли тот минимум, который сегодня прописан в законе, и не собираемся на этом останавливаться, предваряя, возможно, вопросы, которые будут. То есть те послабления в лицензировании очень важны даже не с точки зрения закона, но и с точки зрения вообще здравого смысла и экономической составляющей, потому что мы говорим, естественно, о небольших хозяйствах, которые не в состоянии обслуживать оборудование, системы контроля, но, при этом, с точки зрения нарушения каких-то налоговых обязательств мы считаем, что это абсолютно исключено, и мы взяли на себя страх и риск доказать государству, что с изменением в лучшую сторону, с послаблением лицензионных требований ничего не ухудшится, а, возможно, даже улучшится. Мы ввели понятия саморегулируемых организаций, которые будут надежным подспорьем, как нам кажется, в вопросе регулирования виноделия. Сегодня совершен для отечественного виноделия революционный прорыв, но это только начало, поэтому уже сегодня мы готовим ряд поправок и изменений в 171 закон, касающийся, опять же, отечественного виноделия и преференций для тех, кто выращивает виноград на отечественной земле и производит из него качественное вино”, - подчеркнул Звагельский.