Вестник Кавказа

Уроки ливийской революции

В Ливии отметили вторую годовщину начала вооруженного восстания, которое привело к свержению Муаммара Каддафи, а потом и его убийству повстанцами, проводившими военную операцию при поддержке сил НАТО. Уроки ливийской революции извлекают российские эксперты. 

«За четыре месяца войны была продемонстрирована несостоятельность политической и военной координации НАТО, - считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. – Франция ничего не могла бы сделать с Каддафи без американских постановщиков помех, самолетов и крылатых ракет. У Великобритании было всего 69 пилотов, квалифицированных для боевых миссий. Эта война показала низкий уровень военной машины НАТО, США и уровень ее деградации».
Война в Ливии поставила два печальных рекорда последнего времени – по охвату территории и по продолжительности боевых действий. «Грузино-осетинская война длилась пять дней, война Израиля против ХАМАСа – 22 дня, военная операция США "Иракская свобода" – 25 дней. А вот война Ливии против США – 240 суток. Уникальность ситуации заключается в том, что НАТО не в состоянии победить "парадную армию Каддафи". Для США оказались губительными завышенные представления о противостоящих армиях и их боеспособности. Руководство НАТО и США полагало, что после первых ударов ливийская армия развалится, произойдет массовая сдача в плен. Однако, несмотря на серьезные потери, она сохранила свою боеспособность - несколько полков действовали как элитный батальон», - утверждает Цыганок.
В Ливии были использованы новые военно-технические средства. «В боевых действиях впервые участвовала переоборудованная подводная лодка с крылатыми ракетами, тактическая ракета впервые была испытана, в реальных условиях были использованы усовершенствованы средства доставки боевых пловцов, - говорит Цыганок. – Эффективно использовалось финансирование побегов генеральских семей, подкупы к дезертирству. Это уже вторая такая операция, которая была проведена американцами – первая была в Ираке, где действовали только два корпуса, остальные все восемь корпусов были подкуплены. В ходе войны в Ливии была также продемонстрирована редкая кровожадность - убитого Каддафи положили в холодильник, к этому холодильнику в течение суток шли люди и фотографировались. Ну и налицо развал экономики - из-за гражданской войны экономика страны потеряла более 14 миллиардов долларов».

Говоря о предпосылках войны в Ливии, вице-президент Академии геополитических проблем Деньга Халидов выразил мнение, что «в Ливии была реализована своеобразная модель племенной демократии, когда хаос, конфликт, социальный и политический, переносится на локальный уровень. На уровне государства там была почти стопроцентная стабильность. Единственное, были сепаратистские настроения в провинции Бенгази, но и эту проблему можно было решить через реформы, через диалог, политическими способами. Именно внешнее вмешательство и «дрожжи революции» - ливийские либералы, и радикальные мусульманские группировки сыграли роль инструментов дестабилизации. То, что произошло в Ливии, укладывается в глобальный сценарий, который мы в Академии геополитических проблем определяем в терминах «стратегия демонтажа национальных государств», «провоцирование хаоса», «управление сторонами конфликта» и «управление хаосом». Демонтаж национальных государств – способ построения нового мирового порядка, потому что национальные государства – это порождение индустриальной эпохи. В условиях глобализации, в условиях, когда капитал приобрел глобальный, транснациональный характер, национальные государства стали помехой для развития капитала, развития той формы капитализма, которая утверждается на Западе, когда деньги делаются из воздуха, когда деньги делают деньги. Речь идет о финансовом капитале, который многократно превосходит производственный капитал. Именно мировая финансовая олигархия через свои дочерние структуры, через закрытые клубы продвигает такую повестку дня и такую стратегию. 
В кабинетах министров и управленческих структурах западных государств много людей, которых можно определить в терминах «агентура глобализации», «агентура глобалистов». Агентура глобализации постоянно сталкивается с национально ориентированными политиками и с национально ориентированным капиталом. Это и в США происходит, это и во Франции, и в Великобритании, и в Канаде. Как правило, в постоянном конфликте, в режиме диалога двух сил, в последнее десятилетие, особенно после развала Союза, побеждает агентура глобализации, креатура финансового капитала. Незадолго до войны Каддафи встречался и с Берлускони, и с Саркози и считал, что у него все дела в отношениях с Западом решены, но глубоко ошибался».

Извлекая уроки для России, Халидов сформулировал их в терминах тюремного сленга, «не верь, не бойся, не проси»: «Не верь Западу. Не надо у них просить ровным счетом ничего… Хаос, который начался в североафриканских странах, будет распространяться и на другие страны. Если государство не критично к изменениям внутри и к внешним вызовам, оно обречено. Путин действительно среагировал на некоторые внутренние вызовы, и на внешние вызовы тоже. Но пока на уровне аппарата, на уровне второго звена управленческой вертикали нормальные решения саботируются или трансформируются в свою противоположность».
10425 просмотров
* - запрещенная в России террористическая группировка

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.