Говоря о возможных путях стабилизации ситуации в Дагестане, большинство экспертов находит эффективным путь привлечения капиталов миллиардеров-выходцев из республики. Олигархи и сейчас влияют на местные кланы, имеют определенную социальную базу, причем могут как улучшить, так и ухудшить положение в республике своими действиями или бездействием. В качестве последнего подразумевается инвестиционная пассивность и социальная безответственность.
До 2010 года инвестиционные проекты с участием дагестанских олигархов проваливались, но в последние годы присутствие своего бизнеса в республике расширил олигарх из списка журнала Forbes Сулейман Керимов – уроженец Дербента. Соответственно растет и его политическое влияние, хотя сам он в республике – редкий гость.
Активность Керимова многие наблюдатели считают результатом его политического союза с нынешним президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым. Союз неформально был заключен еще до прихода Магомедова к власти. В прошлом году Керимов был делегирован сенатором от Народного собрания Дагестана на второй срок в Совет федерации. Место сенатора он получили еще в 2007 году «в качестве компенсации» - вместо мандата депутата Госдумы. Тогда ходили упорные слухи о его выдвижении кандидатом в депутаты федерального парламента от дагестанского регионального отделения партии «Единая Россия». До начала предвыборной гонки Керимов перечислил в бюджет Дагестана 100 млн дол. в качестве благотворительной помощи. Многие эту сумму считали залогом того, что олигарх в случае своего избрания будет реализовывать в республике крупные инвестиционные проекты. Но в официальных списках кандидатов фамилии Керимова так и не появилась. Причиной невключения его в списки партии называли заявление Владимира Путина о том, что «в Госдуме не место миллиардерам». Между тем, во многом вопрос включения/не включения в список кандидатуры Керимова зависел от принципиальной позиции тогдашнего президента Дагестана Муху Алиева. С того момента у Сулеймана Керимова испортились отношения с Муху Алиевым, заглохли и проекты.
С приходом к власти Магомедова Керимов расширил в Дагестане не только свой бизнес, но и благотворительную деятельность, и социальные проекты. Под его контроль перешли две крупные компании, естественные монополии - Махачкалинский морской торговый порт и Махачкалинский аэропорт. Морским портом люди Керимова управляют еще с прошлого года, когда с поста начальника порта был уволен Абусупьян Хархаров, человек близкий к Муху Алиеву. А компания «Авиалинии Дагестана» - единственный авиаперевозчик в республике - была ликвидирована в декабре прошлого года. Ходят упорные слухи, что структуры Керимова создадут новую компанию, которой перейдут наземные службы и недвижимость аэропорта.
Влиятельным политическим союзником Керимова называют олимпийского чемпиона Сагида Муртузалиева, который в апреле 2010 года возглавил крупную финансовую организацию - отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан. Ранее он был главой Кизлярского района и находился в оппозиции к Муху Алиеву. В тоже время бывший руководитель отделения Пенсионного фонда Амучи Амутинов слыл сторонником Муху Алиева. Во время выборов мэра Дербента 11 октября 2009 года Амутинов активно противодействовал приходу на пост нынешнего мэра Имама Яралиева, которого считают также человеком Керимова.
Расширяет олигарх и свою благотворительную деятельность в Дагестане. Ежегодно несколько тысяч малоимущих паломников за его счет летают в Саудовскую Аравию для совершения хаджа. Он строит мечети, делает подарки имамам (в частности, в виде автомобилей), оплачивал перелеты на лечение детей. Сообщалось также, что Керимов возьмет на себя еще один важный социальный проект - строительство молодежного центра.
Однако главным (по крайней мере, наиболее известным) его проектом считается футбольный клуб «Анжи». Бывший руководитель республики отказался продать клуб олигарху, что вызвало волну возмущения в спортивно-общественных кругах республики. Нынешнее руководство Дагестана все-таки продало Керимову «Анжи», что помогло решить все финансовые вопросы клуба, а в перспективе, как полагают эксперты, поможет и строительству соответствующей инфраструктуры. Одни называют «Анжи» политическим проектом Керимова, другие – бизнес-проектом. Вложения в клуб большие, но будет ли приносить «Анжи» большие доходы, и когда это произойдет, вопрос открытый. Зато политический рейтинг Керимова резко подскочил. Росту его авторитета поспособствовали не столько результаты «Анжи» в прошлом сезоне (они скромные), сколько то, что Керимов совместил, казалось бы, несовместимое. Объединил в одно сообщество звезд мирового футбола и дагестанских футбольных фанатов. Это увеличивает количество болельщиков, в основном детей, увлеченных футболом. «Дикая дивизия» - так называют клуб болельщиков «Анжи» - растет с каждым годом. Футболисты Юрий Жирков, Самюэль Это'О, Роберто Карлос, вся команда, дублирующий состав, резервисты, молодежные команды, болельщики стремятся к одной цели - выходу «Анжи» на уровень европейского футбола. Достичь участия дагестанского клуба в кубках УЕФА и в играх Лиги Чемпионов. Приезд на матчи в Дагестан европейских команд станет еще одним стимулом развития футбольного движения, и, как говорят наблюдатели, уже меняет атмосферу в республике, отвлекает общество от проблем экстремизма, улучшает информационный фон, а также подталкивает власть и бизнес создавать соответствующую европейскому уровню инфраструктуру.