Вестник Кавказа

Спустившиеся с покоренных вершин

Самыми колоритными фигурами на прошедшем в Москве «съезде восходителей» были дети кавказских гор - единственный в Азербайджане покоритель Эвереста Исрафил Ашурлы (Исрафил Ашурлы: "Нам нужны молодые чемпионы")  и ингушская покорительница Джомолунгмы Лейла Албогачиева (Ингуши поднимутся на Эверест). Получив на съезде орден «Восходитель на Эверест» Лейла сказала: «К горам нужно идти с чистыми помыслами и молитвой на устах. Всегда, на какую бы гору не шла, я прошу у Всевышнего Аллаха дать мне возможность подняться на вершину. Если могу хоть чем-то быть полезной моему народу, большего счастья не надо».

На съезде «Вестнику Кавказа» удалось побеседовать и с другими восходителями. 

Иван Душарин, вице-президент Федерации альпинизма РФ
- Какие восхождения на Эверест вам особенно запомнились?
- Знаковым считают свое восхождение в 1992 года. Это первое российское восхождение на Эверест, на котором мы впервые установили флаг России. В 2005 году было второе восхождение. А в этом году, 19 мая, третье. Любое восхождение само по себе – это частичка жизни, которая оставляет в горах, поэтому ощущения самые благоприятные. Но в первую очередь это большой труд, а уже потом ощущения. Главное – это работа.
- Вы приглашаете шерпов при восхождении?
- В коммерческих экспедициях – да. Организаторы экспедиции, чтобы облегчить жизнь участникам восхождения, бывает, нанимают шерпов. Но это коммерческие экспедиции. В 1992 году наша экспедиция была спортивная, у нас не было ни одного шерпа в принципе. Мы всю работу делали сами – провешивали веревки, наносили грузы, устанавливали лагеря. В этом и есть отличие коммерческой экспедиции от спортивной: спортсмены все делают сами, а коммерческие экспедиции используют для неквалифицированной работы шерпов.
- Сколько времени занимает подготовка к восхождению?
- Смотря, к какому. В принципе, может быть, и всю жизнь. Все зависит от того, что за восхождение, какой маршрут, высота и так далее, поэтому это вопрос непростой. На Эверест – надо быть готовым в принципе по жизни, по духу к Эвересту, а сама экспедиция примерно два месяца длится.
- А как много времени вы проводите на самой вершине?
- Все зависит от погоды, от настроения, от состояния. Конечно, уходить оттуда в общем-то не хочется, но есть задача – спуститься вниз. Поэтому, если в первый раз мы были на вершине почти полтора часа, то в последний раз, 19 мая – примерно 30 минут.
- Сколько нужно баллонов кислорода, чтобы подняться на вершину?
- Все зависит от того, откуда вы начинаете пользоваться кислородом. В обычных экспедициях мы начали пользоваться с 8000 м, а последний раз – с 7800. Кислород не баллонами измеряется, а литрами. Поэтому примерно шесть литров надо спортивному организму для того, чтобы взойти и спуститься.
- Каково ваше мнение о съезде восходителей?
- С одной стороны, это отправная точка, с другой стороны – фиксирующая точка. В этом году исполняется 30 лет первому восхождению советской команды на Эверест, и 20 лет – первому восхождению российской команды на Эверест. Мы хотим зафиксировать это, и с этого момента вручать знак за восхождения на Эверест всем тем, кто будет в последующем на него восходить.


Президент Международной федерации альпинизма и скалолазания Фритц Вриджландт
- Расскажите о своем восхождении на Эверест.
- 17 мая 2000 года я достиг вершины Эвереста на следующий день после того, как там побывали русские. Это был великий день на высочайшей точке планеты. Было чудесно находиться там. Когда ты на вершине, ты рад тому, что не надо идти дальше, нужно только спуститься оттуда. Только когда я достиг лагеря, находящегося ниже, я осознал, что сделал это. Я был действительно очень счастлив.
- Как бы вы охарактеризовали Россию и постсоветское пространство с точки зрения альпиниста?
- Думаю, что сейчас людям всего мира стало гораздо проще посещать горы, находящиеся на территории России и постсоветского пространства. Уверен, что в Азербайджане по-настоящему красивые горы, и он будет привлекать еще больше туристов и альпинистов.


Капитан сборной команды Казахстана по альпинизму, покоритель всех 14 восьмитысячников мира Максут Жумаев
- Расскажите о своих восхождениях на восьмитысячники.
- Восхождения были мною совершены в рамках казахстанской сборной по альпинизму, и буквально в 2011 году сборная команда Казахстана выполнила всю программу восхождений на все вершины мира. Через год, в прошлом году, я завершил программу персонально. Тренировался, совершал восхождения, как все.
- Какие горы вы покорили? 
- За 10 лет и 10 дней я взошел на все высочайшие вершины планеты – Дживанджиту, Канченджанга, Шишабангма, Нанга Парбат, Броуд-пик, Макалу, Чо-Ойю, Манаслу, Эверест – много, всего 14.
- Какой был самый сложный?
- Для меня К2 – самая сложная вершина. Она вторая по высоте в мире, но самая сложная. Мы в прошлом году с моим напарником Василием Певцовым совершили восхождение по северному ребру без кислорода, как и все восхождения.
- На Эверест вы тоже без кислорода поднимались?
- Безусловно, без кислорода.
- Как это было?
- Это было тяжело. Ощущения – как если бы по тебе проехался тяжелый электропоезд. Потому что на тех высотах ходить без кислорода и с маленьким периодом акклиматизации, как у нас тогда был, сложно. В принципе, любое восхождение сложно, и оно не так сказывается на здоровье, если ты натренирован хорошо. Поэтому, как у нас говорит тренер, чем больше ты тренируешься, тем лучше выглядишь в жизни. Поэтому здесь сейчас ребята, которые взошли на Эверест – это хорошо, мне приятно здесь находить. Здесь очень много людей с пятой группой крови – людей, в жилах которых течет кровь с любовью к горам, потому что горы для нас – это один дом. Неважно, кто вы – русский, казах, армянин. Самое главное – у нас есть одно объединяющее: мы любим горы. Эта встреча – тому доказательство.

Руководитель экспедиции сборной команды России по альпинизму Виктор Козлов
- Расскажите о сборной команде России по альпинизму.
- Эта команда сформировалась в 1997 году. В 2001 году наша команда поднялась на последний не пройденный восьмитысячник – вершину Лхоцзе высотой 8500 м. За это восхождение Путин наградил нас орденами. Затем мы три года готовились к новому восхождению. В 2004 году мы прошли северную стену Эвереста первые в мире, никто этого не делал раньше. Затем мы опять три года готовились и в 2007 году поднялись первыми в мире по западной стене на вершину К2 8600 метров по суперсложной стене. Затем мы опять три года готовились и прошедшей зимой пытались первыми в мире подняться зимой на вершину К2, никто этого не делал до нас. Но, к сожалению, в базовом лагере у нас умер товарищ, Виталий Горелик, и мы вернулись в Москву. Сейчас мы будем готовиться ко второй попытке зимнего восхождения на вершину К2.

Николай Черный, заслуженный тренер и мастер спорта по альпинизму
- Расскажите про советскую экспедицию на Эверест в 1982 году.
- Самое сложное было – попасть в эту экспедицию. Даже сейчас представить невозможно. Это как верблюд в игольное ушко проскочил. Я попал в состав, но дальше не сложилось. Мы там работали, отлично все было. В конце концов мы попали с Вовой Шопиным в последнюю группу. Начальство уже заволновалось: уже был помороженный Смысловский, уже Москальцов свалился в трещину, разбился; поэтому решили, что хватит, и нас не пустили. Осталось какое-то ощущение от той экспедиции очень тяжелое. В советское время партгруппы – это кошмар. Я потом был еще в восьми экспедициях в том же районе. Ну и, в конце концов, в 2005, 2009, когда мне было 66 и 70 лет соответственно, я был на Эвересте в качестве гида, водил клиентов, а так не везло с погодой. А с той экспедицией не повезло в том плане, что начальство решило, что хватит уже испытывать судьбу.
- Какие ощущения испытываете на вершине? 
- Это космос. Восемь тысяч, почти девять. Это космос, ощущение радости, что дошел.

Альпинистка Карина Мезова
- Как вы пришли в альпинизм?
- Я пятая женщина, побывавшая на Эвересте, из России. Живу в Нальчике, и первое, что я вижу утром из окна – Главный Кавказский хребет. Конечно, когда ты в такой республике живешь, просто грех не стремиться в эти горы. У меня отец занимался в молодости. Какая-то цепь событий меня привела в альпинизм. Я, конечно, не жалею – я так рада, что у меня жизнь сложилась именно так, я стала проводником в горах, альпинисткой.
- Расскажите о своем восхождении на Эверест.
- Это было полтора года назад, в мае 2011 года. Я поднималась в команде Александра Абрамова. Нас было 8 человек, россиян. Экспедиция была незабываема, очень хорошо организована. Те люди, которые поднимались со мной, совершенно замечательные, каждый в своей сфере. Хотя там не все были альпинисты, просто любители гор, у которых появилась мечта, достаточно дорогостоящая, и которые пришли к этой мечте. Я достаточно долго готовилась к этому восхождению, каких-то проблем со здоровьем не было. Конечно, там нагрузки большие на организм. Вся экспедиция прошла успешно, и, конечно, в высокие горы хочется еще раз – может, не на Эверест, но еще на какие-то восьмитысячники. Когда уже на такой большой высоте побываешь, это начинает тебя притягивать снова и снова.
15365 просмотров