На этой неделе мы отмечаем небольшой юбилей, который, вероятно, неведом большинству людей. Это годовщина подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) - соглашения, которое не позволило Ирану обзавестись ядерным оружием, что в свою очередь делает мир безопаснее. Именно дипломатия, а не военная мощь, помогла добиться результата. Год спустя мы больше не боимся ядерного оружия Ирана. Наши союзники больше не боятся возникновения еще одной дестабилизирующей силы в и без того уже нестабильном регионе. Без единого выстрела сила дипломатии предотвратила создание ядерного оружия в Иране.
До заключения сделки существовал риск военной конфронтации с Ираном. Мемуары президента Джорджа Буша подтверждают, что во время его правления рассматривалась возможность войны. Теперь все иначе. Соглашение предусматривает контроль ИЯП. Иран находится под наблюдением. ИРИ не удастся обойти соглашение быстро и тихо - Иран инспектируется наиболее тщательно за всю свою историю. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) привлекло около 150 инспекторов, которые исследуют цепочку ядерных поставок Ирана на каждом этапе, от урановых рудников к обогащению заводов. Агентство ведет круглосуточное видеонаблюдение за высокотехнологичными датчиками и другими составляющими ядерного сектора, которые в случае, если Иран попытается пойти на обман, готовы объявить тревогу.
Инспекционный режим МАГАТЭ выгоден для всех и при этом считается малозатратным. Дополнительные расходы массивной программы инспекций МАГАТЭ оценивается примерно в 10,1 млн дол. - меньше, чем тратят налогоплательщики в США за полдня эксплуатации истребителя F-35. Это небольшая цена, которую стоит заплатить за безопасность. Достаточно взглянуть на стоимость войны в Ираке и нашу затянувшуюся войну в Афганистане. Представьте себе, чтобы бы было, если бы мы вмешались в войну на Ближнем Востоке. Представьте себе стоимость этого шага, а также влияние на Америку и на жизнь самих иранцев.
Тем не менее сторонники жесткой линии в США и Иране активно выступали против этого соглашения. Мы благодарны тому, что рациональные голоса возобладали. Но мы должны оставаться бдительными. Некоторые силы в Вашингтоне и Тегеране все еще пытаются сорвать сделку. Новые санкции, граничащие с нарушением СВПД, были предложены в Конгрессе. На этой неделе Сенат голосует за закон, который будет непосредственно нарушать сделку путем введения новых санкций. Финансовый комитет США также поддерживает закон, который нарушает соглашение путем запрещения продажи коммерческих самолетов в Иран. Это очень опасно. Мы должны работать, чтобы обеспечить успех соглашения, а не препятствовать этому.
Сторонники сделки не наивны. Мы понимаем, что Иран по-прежнему тем или иным образом задействован в терроризме. И мы работаем над этим. Но мы не можем позволить себе балансировать на грани войны - ядерное соглашение является слишком важным.
Дипломатические победы не похожи на военные. Там, как правило, нет зрелищных столкновений или кругов почета. Дипломатия торжествует тихо.
Давайте признаем этот тихий триумф дипломатии в годовщину подписания Соглашения по Иранской ядерной программе. Давайте признаем, что мы избежали ужасов войны. Давайте признаем, что мы создали условия безопасности как для американцев и иранцев, так и для всех людей в мире.
И, наконец, давайте обязуемся предоставить дипломатам право на принятие решений в будущем. Война не должна быть нашей нормой. Давайте выберем мир.