Иран выполняет условия сделки с "шестеркой", касающиеся свертывания его ядерной программы, но проведенные им ракетные испытания не отвечают духу соглашения, заключенного в Вене в июле прошлого года. К такому выводу пришел генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в докладе Совету Безопасности, сообщает ТАСС. В документе подводится итог шестимесячному периоду имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе, подтвержденного резолюцией СБ 2231.
Между тем, как полагает старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Елена Дунаева, и Иран, и «шестерка», выходя на соглашение год назад, преследовали свои цели: «Для Ирана важно было остановить экономический спад и укрепить базу исламского режима, не позволить развиться внутреннему недовольству, которое могло бы выступить против власти. Группа 5+1, вступая в это соглашение, с одной стороны хотела получить гарантии того, что Иран на время откажется от выполнения своей ядерной программы и затормозит процесс выхода на подготовку производства ядерного оружия».
По словам эксперта, Иран свои обязательства выполнил: «Буквально два дня назад в иранском парламенте рассматривался вопрос о выполнении иранской стороной всех пунктов всеобъемлющего плана действий. Секретарь Высшего совета национальной безопасности подтвердил, что Иран верен в целом своим обязательствам».
Однако, как полагает Дунаева, «шестерка», выходя на соглашение с Ираном, имела совсем другие намерения "На Западе позитивно был воспринят приход к власти умеренного, либерального Рухани, его обещания смягчить политический климат, открыть Иран для мирового сообщества, расширить контакты с другими государствами, и возможно изменить позицию Ирана прежде всего по основным проблемам Ближнего Востока. «Не секрет, что стойкая и жесткая позиция Ирана по противостоянию Израилю, поддержке Башара Асада, поддержке «Хезболлы», Йемена, и ухудшение его отношений с Саудовской Аравией и с Катаром противостоит планам Евросоюза и США. Они надеялись на смягчение позиций Ирана по этой проблематике, но этого не произошло. Более того, Иран усилил свое присутствие в Сирии и вовлеченность в конфликты на Ближнем Востоке", - заявил Дунаева.
Сразу же после подписания Совместного плана действий внутри Ирана развернулось движение, направленное против этого соглашения. «Это внутреннее иранское движение, которое называлось "Обеспокоенные судьбой атомной программы Ирана", показало миру, что не все в Иране поддерживают это соглашение, что есть силы, которые будут активно противостоять ему, добиваться свержения правительства Хасана Рухани. Это не могло не насторожить европейские государства и американцев в плане будущей судьбы и договора, и иранской ядерной программы. Эти причины, а также традиционная вовлеченность Европы в отношения с арабскими государствами Персидского залива, которые в большинстве своем негативно относятся к позиции Ирана на Ближнем Востоке, и стало причиной того, что сторона 5+1 не полностью выполняет те соглашения, которые обязалась выполнить, в частности относительно размораживания финансовых отношений. До сих пор банки Ирана в большинстве своем не подключены ко всему комплексу операций SWIFT, до сих пор блокируются любые крупные капиталовложения в Иран, и в результате снятия санкций пока еще никаких крупных капиталовложений в Иран не поступило», - утверждает эксперт.