Рубль за январь резко слабел. Эксперты считают, что он следует в общем тренде валют развивающихся рынков. Директор Центра структурных исследований Института экономической политики имени Е.Г. Гайдара Алексей Ведев думает, что ослабление рубля происходит под воздействием внешних факторов, что усиливается паникой на рынке и спекулятивной атакой: "Продажи наличной валюты в 3-4 раза больше, чем это было в течение всего 2013 года… Валютная нестабильность усиливается неразберихой в банковском секторе. То ли у нас оздоровление банковской системы, то ли ее зачистка. Стратегически я разделяю, что с банковской системой надо разбираться, но тактически я плохо понимаю, что сейчас происходит. Центральный Банк должен как-то эту ситуацию разруливать, потому что объективно евро не стоит 48 рублей и доллар не стоит 35".
Начальник отдела анализа рынков Брокерского дома "Открытие" Константин Бушуев уверен, что никакого кризиса нет, так же как нет никакой девальвации: "Девальвация – это тот термин, который применяется к странам с достаточно жестким регулированием валютного курса, а также к движению валюты, которое носит внезапный и сильный характер. ЦБ уже практически перешел к более гибкому курсу рубля. Интервенции, которые проводят незначительны. Это раз. И второе – то, что произошло, конечно, сильное движение, но по своему масштабу меньше 10%. Никакой девальвации даже от сильного ослабления рубля не произошло".
Однако, по мнению Бушуева, курс рубля будет дальше слабеть и причиной его ослабления стало двух фундаментальных факторов: "Высокий уровень инфляции и резкое снижение темпов экономического роста. Потому что если экономического роста нет, по сути дела, нет роста конкурентоспособности экономики, и при сочетании с повышенной или высокой инфляцией это вызывает необходимость ослабления курса валют".
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич напоминает, что у России богатый опыт девальваций – и в 1998 году, в 2008 году: "На этот раз, в отличие от 1998-го и 2008 года, нельзя сказать, что наша девальвация – это проявление кризиса. Источник в этот раз находится вне нашей страны. Это решение ФРС о постепенном сворачивании программы количественного смягчения. Почему это оказывает такое влияние на рынки России и других стран с формирующимися рынками? Поддерживая свою экономику США поддерживали и другие экономики, поскольку часть денег, которые они имитировали в рамках программы количественного смягчения уходила на другие рынки, поддерживала и цены на нефть, поддерживала и остальные страны. Сейчас они решили, что их экономика начала выздоравливать, соответственно, им это не нужно, соответственно, прекратилась косвенная поддержка и экономик формирующихся стран".
По словам Гурвича, в России произошла девальвация 7-8%, что отражает не кризисное состояние, но все-таки слабость нашей экономики. "Реально рубль ослабляться. Это означает, что, во-первых, снижается привлекательность для иностранных инвесторов. Во-вторых, что привлекать внешние кредиты теперь с точки зрения российского предпринимателя это невыгодно. Потому что раньше часто отдавать надо было в рублях меньше, чем вы брали, теперь в рублях придется гораздо больше отдавать по иностранному кредиту, чем вы брали. Мы увидим как результат – возврат долларизации экономики, постепенный перевод части сбережений в доллары обратно. Мы увидим, по-видимому, усиление оттока капитала… Нужно оставить надежду на то, что проблему медленного роста, практически стагнации можно решить, подкрутив какие-то механизмы, немножко снизив процентные ставки. Это ушло в прошлое, это атрибут докризисной и послекризисной эпохи, на этом можно поставить крест. Нам теперь в лучшем случае придется работать в условиях стабильных цен на нефть и умеренно высоких процентных ставок. Не будет больше растущей цены на нефть, не будет дешевых денег. Это значит, что нам нужно с иллюзиями расставаться и начать проводить по-настоящему серьезные реформы".