Формирование и расширение Евразийского экономического союза вынуждает экспертов рассуждать об эффективности или неэффективности применения Москвой политики «мягкой силы». Оппоненты этого курса утверждают, что «Россия не верит в свою естественную привлекательность и опирается на средства большой силы, такие, как принуждение, подкуп и шантаж, чтобы «навязать соседям дружбу». Но если Россия почувствует, что такое влияние через привлечение, а не принуждение; если у нее появятся сторонники, а не вассалы; если она заслужит искреннее уважение, а не страх, то Россия испытает культурный шок, который повлияет на ее отношения с миром и соседями». Сторонники же «мягкой силы» напоминают, что «Советский Союз тратил очень много ресурсов на Анголу, на Кубу, на Никарагуа, на Вьетнам, понимая, что это – буферные страны для безопасности Советского Союза. Чем больше Запад застревал в этих странах – тем спокойнее было для СССР. Сейчас невмешательство на уровне мягкой силы в дела соседей приведет к тому, что в ближайшем будущем проблемы появятся на Северном Кавказе, в Оренбургской области, на Дальнем Востоке, и все потому, что все остальные буфера будут «съедены»».
Так или иначе интеграционная политика «мягкой силы» дает свой эффект. На днях полноправным участником ЕАЭС стала Киргизия. 6 августа вступил в силу договор о ее членстве в организации. Россия инструментами «мягкой силы» немало поработала в стране, охваченной в последние десять лет «бархатными революциями». Москва выделяет средства на проекты по поддержке системы образования, здравоохранения, продовольственную безопасность, на восстановление социальных объектов. На проект «Комплексное развитие Нарынской области Киргизии» Россия выделила 3,5 млн долларов. Проект предполагает создание условий для социально-экономического развития Нарынской области посредством укрепления материально-технической базы сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции, совершенствование системы профессионально-технического образования, стимулирование развития малого и среднего бизнеса.
Одним из главных проводников «мягкой силы» выступает Россотрудничество, которое работает в Киргизии через Российские центры науки и культуры. С 2011 года агентство реализует программу «Новое поколение» (краткосрочные ознакомительные поездки в РФ молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств). Министерство образования выделяет квоты на обучение иностранных граждан и соотечественников из Киргизии в российских вузах за счет федерального бюджета. В рамках ФЦП «Русский язык» Россотрудничество привозит литературу и учебники по русскому языку, литературе и культуре России в общеобразовательные школы Киргизии.
На днях в Киргизии побывала глава Россотрудничества Любовь Глебова, которая говорила о возможности организации на базе российских центров науки и культуры пунктов сдачи ЕГЭ для тех, кто хочет продолжить образование в России. «Учитывая большой интерес киргизских абитуриентов к обучению в российских вузах, нужно постараться расширить их возможности для участия в приемной кампании», - считает Глебова.
Интересно, что россияне тоже стали несколько лояльнее относиться к гостям из среднеазиатских республик. По данным, исследовательского центра «Ромир», более половины жителей российских городов в целом относятся положительно к трудовой миграции в рамках Евразийского экономического союза. Противоположного мнения придерживается треть участников опроса. Более 60% считают, что отношения с мигрантами из стран ЕАЭС можно назвать мирными и даже дружескими. О напряженности в отношениях заявила лишь четверть опрошенных.
При этом социологи замечают, что мнение жителей двух столиц несколько отличается от выборки в целом. Так, москвичи и питерцы в четырех случаях из десяти считают, что отношения с трудовыми мигрантами можно назвать скорее напряженными.
На вопрос о поддержке трудовой миграции в рамках ЕАЭС в целом более половины респондентов (53%) дали положительный ответ, 32% - отрицательный при 14% затруднившихся ответить. Здесь стоит отметить, что в этом вопросе жители Санкт-Петербурга показали противоположные пропорции распределений ответов. Так, доля респондентов (46%), которые не поддерживают трудовую миграцию, в северной столице превышает долю ее поддерживающих (33%). Социологи говорят, что вероятно, респонденты, отвечая на вопросы о трудовой миграции в рамках ЕАЭС, не делают различий между приехавшими работниками из стран-членов Евразийского экономического союза и другими бывшими союзными республиками. Поэтому так разнятся ответы жителей двух столиц, где количество мигрантов ощутимо выше, с мнением жителей других городов страны.