Стандарты безопасности в аэропортах разрабатывает Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ИКАО, специализированное учреждение ООН). Ее члены обязаны приводить национальные программы безопасности гражданской авиации в соответствие со стандартами ИКАО, которая контролирует этот процесс, взаимодействуя с местными авиационными властями, сообщает ТАСС. На основе разработанных ИКАО требований сертификацию аэропортов проводят государственные или надгосударственные авиационные агентства. В России, в зависимости от класса аэропорта, его сертифицируют Межгосударственный авиационный комитет или Росавиация. На них же возложена функция аудита безопасности в аэропортах. В мире работает 30 аккредитованных ИКАО учебных центров по авиабезопасности. В РФ такой центр действует с 1996 года. Однако после катастрофы российского самолета в Египте заговорили о неэффективности системы безопасности.
Гендиректор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачёв, считает, что дополнительных мер авиабезопасности применять не надо: "Все, что есть, вполне достаточно, главное – это исполнение. Если мы будем исполнять все документы, которые на сегодняшний день существуют и действуют, нельзя сказать, что это на 100% обеспечит безопасность, но на 99% это обеспечить может".
Эксперт считает бессмысленным усиление института маршалов –офицеров безопасности на воздушном транспорте: "Что может сделать маршал, если багажном отделении, в отсеке самолета взорвется бомба? Вместе со всеми погибнуть! Он даже ничего не сделает, если бомба взорвется внутри. Но никто не войдет с поясом шахида в самолет, если его трижды проверили. Проверять все воздушные суда физически невозможно. Создать кинологическую службу, которая бы проверяла каждое воздушное судно перед вылетом, тоже невозможно. Из Домодедово, Внуково, Шереметьево вылетают тысячи самолетов. Невозможно держать 5-10 тысяч собак для того, чтобы они проверяли все".
В России действует два закона по безопасности. Это Воздушный кодекс, и это закон №16 «О транспортной безопасности», а также множество постановлений правительства, приказов министра, распоряжений Росавиации, федеральные авиационные правила. "Эта страшная масса документов законодательно и нормативно-правовых требует исполнения, притом жесткого исполнения. Чтобы не было такого, когда отдельные представители прессы что-то проверили, прошли, пронесли. Нужно, чтобы каждый на своем месте исполнял то, что от него требуется, чтобы сотрудники службы авиационной безопасности находились на месте и смотрели, что, чего и как проносится. Ведь наша страна дополнительно ввела ужесточение требований Международной организацией гражданской авиации. Эта 50-метровая зона подъезда к международным аэропортам, ближе нее нельзя подъехать. Вы ни в одном европейском аэропорте тоже не увидите, что при входе в аэровокзал стоят рентгеновские аппараты. Это и охрана периметров, и подъездов, и отъездов. Если все это будет работать, тогда ничего не произойдет", - считает Горбачёв.