Вчера в Центре международной торговли на своей ежегодной Большой пресс-конференции, продлившейся на этот раз 3 часа 40 минут, Владимир Путин ответил на 73 вопроса.
В частности он заявил, что в России не стоит национальный вопрос, а русский язык должен создать всем детям, где бы они ни проживали на территории Российской Федерации, равные стартовые условия для будущей жизни: ″Мы говорим про Татарстан, который я очень люблю, и там у меня много друзей, но ведь татары проживают не только в Татарстане. Примерно половина татар проживает в других регионах Российской Федерации. У всех должны быть равные стартовые условия. Если люди будут знать свой национальный язык, что я считаю очень важным, но будут тогда отставать в языке межнационального общения – в русском языке, а преподавание в ведущих вузах страны ведется на русском языке, мне кажется, что это было бы плохо по отношению к детям, проживающим в Татарстане. При этом нужно обеспечить людям возможность изучения родного языка, не только татарского, и марийского, и чеченского, якутского… У нас, слава богу, огромное разнообразие языков. Это наша гордость и это наше богатство – культурное и языковое многообразие. И это, безусловно, должно быть поддержано″.
Что касается роста экономики, то, по данным Путина, хорошие темпы роста демонстрирует автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство: ″В этом году опять будет где-то под три процента по результатам года – рекордный урожай… Экспорт приобрел очень масштабный характер. Мы вышли на первое место в мире по объему экспорта зерновых. Это блестящий показатель. Мы преодолели два известных шока, которые пережили в середине 2014-го, в 2015 году. Какие? Это резкое снижение цен на энергоносители. Оттуда мы получали, как известно, и в значительной степени до сих пор получаем основные доходы в бюджет. И второе – внешние ограничения или так называемые санкции″.
″Наше развитие стало больше и больше опираться на внутренний спрос, что чрезвычайно важно для любой экономики. Мы вышли не только из рецессии, но перешли в стадию уверенного развития. У нас инвестиции в основной капитал – 4,2 процента. Рост ВВП – 1,6. Это значит, что вложения в развитие в два раза превышают то, что достигнуто сейчас. На ближайшую среднесрочную перспективу дальнейшее развитие уже гарантировано. В проекты вложены деньги″, - заявил Путин.
По его данным, в этом году прямые иностранные инвестиции достигли 23 миллиардов долларов. Это в два раза больше, чем в прошлом году, и лучший показатель за предыдущие четыре года. ″У нас инфляция рекордно низкая за всю историю новейшей России: на сегодняшний день год к году – 2,5 процента. Дефицит бюджета – 2,2 процента. Думаю, что он будет на самом деле меньше″, - заявил президент.
Коснулся он и проблемы отношений с Международным олимпийским комитетом (МОК) и Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА): ″Для нас очевидным является то обстоятельство, что скандал раздувается в преддверии внутриполитического российского календаря. Но в то же время мы сами виноваты, мы дали повод для этого. Были выявлены реальные случаи использования допинга. Правда, и в других странах тоже выявляется, просто вокруг этих стран нет такого политизированного ажиотажа. А то, что здесь политическая подоплека, – сомнений нет. Есть другие системные вещи в мировом спорте. Скажем, разрешение принимать запрещенные для других препараты по медицинским соображениям, якобы после операций или в силу каких-то заболеваний с детства. Но это очень странно, потому что кто-то получает конкурентные преимущества. Но, может быть, тогда этим людям, которым разрешено принимать эти препараты, а другим запрещено, вне конкурса выступать или что-то в этом роде. Не хочется никого обижать и задевать, потому что люди все работают, стараются и заслуживают уважения. Но конкуренция должна быть соблюдена. Выстраивая отношения и с ВАДА, и с МОК, мы спокойно будем с ними работать, устраняя те проблемы, которые у нас действительно есть, но добиваясь, конечно, защиты интересов наших спортсменов, в том числе и в гражданских судах″.
Говоря о подготовке в Чемпионату мира по футболу, Путин заметил: У нас большой опыт успешного проведения очень больших, очень крупных международных соревнований. Кубок конфедераций был проведен на самом высоком уровне. Для нас очень важно, что инспекторы FIFA сопровождают всю подготовку к проведению чемпионата мира, всё идёт по графику. Объективности ради должен сказать, что из 12 стадионов – они должны быть построены в 11 городах, в Москве два стадиона будут использованы – в одном месте есть двухмесячное отставание. Но это поправимо, и, уверен, всё будет сделано в срок и качественно... Меньше половины – это бюджетные расходы, больше половины – частные вложения. При этом государственные средства, прежде всего так, как было во время подготовки к Олимпиаде в Сочи, будут расходоваться и расходуются на подготовку инфраструктуры: дорог, подъездных путей, аэропортов, вокзалов и так далее. Уверен, что всё будет сделано качественно и в срок".
Комментируя работу Дональда Трампа на посту президента США, Путин заметил, что видит некоторые серьезные достижения: ″Посмотрите на рынки, как они выросли. Это говорит о доверии инвесторов к американской экономике. Это говорит о том, что они доверяют тому, что делает Президент Трамп в этой сфере. Знаете, при всем уважении к оппозиции Президента Трампа внутри Соединенных Штатов, – это объективные факторы. Есть вещи, которые, я думаю, что он и хотел бы сделать, но не смог пока, имеется в виду реформа здравоохранения, некоторые другие направления. Он говорил об улучшении отношений с Россией. Но даже если бы он хотел, пока он не в состоянии этого сделать из-за известных ограничений. Надеюсь, в интересах американского и российского народа мы все-таки нормализуем наши отношения и будем развиваться, будем преодолевать общие угрозы - это терроризм, решение экологических вопросов, борьба против распространения оружия массового уничтожения, преодоление кризисов в различных регионах мира, включая Ближний Восток, северокорейскую проблему″.
Коснувшись северокорейской проблематики, Путин заявил: ″Наша позиция хорошо известна, мы не признаем ядерный статус Северной Кореи. Мы считаем, что все, что там происходит, это контрпродуктивно. В 2005 году с Северной Кореей в принципе договорились о том, что она прекращает свою ядерную военную программу. Северная Корея взяла на себя определенные обязательства. Все согласились и подписали эти соглашения. Буквально через несколько месяцев Соединенным Штатам показалось мало этих договоренностей. Сразу были произведены аресты счетов северокорейских банков, и сказали, что Северная Корея еще должна что-то сделать за пределами договоренностей. Но Северная Корея плюнула на все это и вышла из всех договоренностей. И начала снова развивать свою ядерную программу. Зачем вы это сделали? Мало показалось? Зачем тогда подписывали, если считали, что этого мало? Спровоцировали Корею на выход. А потом еще хуже – потом и Ливия, и Ирак″.
″Северная Корея не видит другого способа самосохранения, кроме как развитие систем оружия массового поражения и ракетной техники. Сейчас доработались до того, что у них ракеты уже достают до территории Соединенных Штатов, судя по всему. Что здесь хорошего? Мы считаем, что с обеих сторон нужно прекратить нагнетание ситуации. Уже вроде мы услышали от американских партнеров: все, мы прекратим учения. Нет, взяли опять провели, северокорейцы опять запустили ракеты. Надо спираль эту закончить, ведь это чрезвычайно опасная вещь. Мы говорили с американскими партнерами, даже если предположить, что Соединенные Штаты будут наносить какие-то удары, даже неядерными средствами, а высокоточным оружием в неядерном исполнении, а куда будете бить? Что, ЦРУ точно знает или РУМО точно знает, где, какие цели нужно поразить одним ударом? Нет, конечно, это закрытая страна – Северная Корея; что-то знаете, а что-то наверняка нет. А там достаточно одного пуска, чтобы последствия пуска со стороны Северной Кореи были катастрофическими. Соединенные Штаты уже однажды в истории применяли ядерное оружие, на мой взгляд, необоснованно, против Японии. Но сейчас-то вообще нет никакой необходимости. Надо быть крайне осторожными. Господин Тиллерсон заявил о том, что Соединенные Штаты вроде готовы к прямым контактам. Это очень хороший сигнал, это очень хороший сигнал, который говорит о том, что в американском руководстве в целом и в Госдепе происходят явно какие-то подвижки, осознание реалий, надеюсь, вместе с разведсообществом Соединенных Штатов, вместе с Пентагоном. Если мы будем двигаться исходя из здравого смысла, то, конечно, будем сотрудничать с Соединенными Штатами по всем вопросам подобного рода, в том числе и по Северной Корее″.