Депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект о введении госрегулирования цен на продукты питания. По их мнению, отсутствие государственного регулирования ценообразования на основные продукты питания – хлеб, молоко, молочные изделия, детское питание – приводит к сговору торговых сетей и стихийному росту цен. Подобную меру поддерживает и министр сельского хозяйства России Николай Федоров, который считает, что региональные власти должны заключать соглашения с производителями и торговыми сетями о том, что цены на некоторые виды продуктов будут поддерживаться на определенном уровне. Тем временем, Федеральная монопольная служба открыла горячую линию для жалоб граждан на рост цен, так как несмотря на обещания правительства, что подорожания продуктов не будет, во многих регионах это все-таки произошло.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский объясняет, что на формирование цен конечной продукции влияет целый комплекс факторов, но при этом оно никак не связано с ценами на реализацию продукции у сельхозпроизводителей. «По общему валовому урожаю, никакого влияния санкции не оказали, но в связи с ограничениями, наложенными, скажем, на «Россельхозбанк», на финансовые институты, это пока не привело, но может теоретически привести к удорожанию стоимости доступа к финансовым средствам у крестьян. Это, естественно, отражается в себестоимости производимой продукции и приведет к повышению этой себестоимости. Вряд ли она повысится сильно в связи с санкциями, но какое-то повышение можно ожидать», - сказал Злочевский.
При этом он подчеркивает, что несмотря на повышение себестоимости производимой продукции, она компенсируется общим валовым сбором: «То есть количество продукции, снимаемой с каждого гектара, приводит к понижению себестоимости. В этом году погода работает в плюс и компенсирует нам это удорожание снижением этой же себестоимости. И даже если состоится незначительное подорожание себестоимости производимой продукции, это никак не отразится на карманах потребителей, поскольку цены реализации у сельхозпроизводителей и цены реализации непосредственно на прилавке никак не зависят друг от друга».
«Цены на зерно не связаны с ценами на хлеб, не связаны с ценами на животноводческую продукцию. Там есть целый комплекс факторов, который оказывает куда более существенное влияние на формирование конечной стоимости продуктов на прилавке. И ожидать какого-то влияния санкций через сырьевую базу не приходится», - уверяет президент Российского зернового союза.
Что касается факторов, которые действительно влияют на цены, Злочевкий отмечает: «Конечная продукция во многом зависит от формируемых цен на импортное продовольствие. А импортное продовольствие зависит и от курсовой политики, то есть от соотношения курсов валют, и в том числе от санкций тоже. Поскольку санкции ограничивают поставки некоторых видов продукции, это сужает рынок предложения и влияет на ценообразование на территории РФ. Поэтому риск подорожания конечной продукции существует в связи с санкциями, но никак не связан со стоимостью сельхозпродукции, производимой на территории России».