Президент США Барак Обама поддержал военную операцию французской армии в Мали и пообещал Франции поддержку в борьбе с мятежниками-исламистами, сообщает ВВС. В ходе телефонного разговора с президентом Франсуа Олландом Обама "выразил свою поддержку усилиям Франции и международного сообщества, которые не дают мятежникам создать себе райские условия", - говорится в сообщении Белого дома. Президенты обсудили создание международной военной миссии в Мали, а также создание "дорожной карты, которая должна привести к проведению выборов и к восстановлению демократического правления в стране". США уже предоставили Франции свои боевые самолеты для переброски войск на север Мали, а также данные, полученные с помощью спутников и беспилотников.
Одним из факторов дестабилизации на Африканском континенте директор исследовательских программ Института межрегиональных и стратегических отношений, специалист по Африке Филипп Югон назвал наркотрафик: «Была связь политического режима с военными, которые возглавляли целый ряд сетей. Некая терпимость проявляется к тем, кто оказался на севере Мали. То есть имеется кризис и внутри Мали, политический кризис на севере, плохо контролируемом правительством. К этому добавилось и движение туарегов. Это движение, которое устраивает восстания, очень часто бывают с ними стычки. К этому добавились последствия ливийского кризиса: наемники Каддафи вернулись с оружием и установили свой контроль над севером. Были там и туареги, и другие группы.
Также там развивались движения туарегов, которые требовали независимости Азавада, что не входило в обычные требования туарегов, потому что обычно они требовали права и интеграцию в государственный аппарат и в армию, требовали признания их специфической культуры, но не требовали независимости. Состоялся путч в Мали, режим был свергнут, и малийская армия оказалась в состоянии дезорганизации. Также был кризис легитимности политической власти, поэтому Ливия - безусловно, это один из элементов, который сыграл свою роль».
В этом с французским экспертом согласен и заведующий Центром исследований российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Евгений Корендясов: «Это последствия не очень дальновидной операции западной коалиции, которая была осуществлена против режима в Ливии. Каддафи играл известную сдерживающую роль в последние годы, по крайней мере, в этом регионе. Его разгром привел к тому, что салафитские экстремистские силы, существующие в Сахаро-Сахельском регионе, получили очень серьезную и людскую, и военную, и оружейную, и другую подпитку. Не было бы Ливии, вряд ли мы встретились бы с таким кризисом, который сейчас переживает Сахаро-Сахельская зона».
По мнению Корендясова, «кризис в Мали имеет глубокие и разнообразные корни. Это четвертое выступление туарегов в защиту своих ценностей, своих прав. Три предыдущих были решены в основном за столом переговоров при активном участии Алжира и Франции. Выступление, которое началось 17 января прошлого года и продолжается уже более года. Оно отличается от предыдущих, прежде всего, тем, что протестное движение туарегов (которое имеет определенные основания, поскольку туарегский народ сейчас находится под экзистенциальной угрозой в связи с периодическими засухами, кризисом караванной торговли) оседлали исламистские экстремистские силы. Действительно, Бен Мохтар имеет большой послужной список. Он начал в 19 лет в Афганистане, и на совещании, которое состоялось в конце 1990-х с участием погибшего лидера Бен Ладена, было принято решение о создании региона, плацдарма в Сахаро-Сахельской зоне. Бен Мохтар известен и в России, поскольку, по нашим сведениям, у него были контакты с рядом руководителей чеченского вооруженного движения против России.
То, что они оседлали это движение, воспользовались кризисом так называемой консенсусной демократии, которая подорвала управляемость малийского государства, - это факт. И была допущена недооценка мощности, силы и возможностей этих джихадистских организаций и ячеек. Некоторые аналитики утверждали, что через 12 лет после Нью-Йорка потенциал Аль-Каиды снизился. Оказалось, что он не снизился, остается высоким и представляет большую международную опасность, что и подтвердили события в Алжире».
«Подавление этих сил абсолютно необходимо, - считает Корендясов. - Военная фаза операции, которую начала Франция в соответствии с имевшимися резолюциями Совета безопасности (Совбез на следующий день после военного путча занялся малийскими проблемами, малийским кризисом, по просьбе руководителей малийского государства) была легитимной и своевременной. Хотя борьба, наверное, будет еще продолжаться. Малийские события вновь ставят вопрос: как строить отношения с исламским миром? Мали - пятая страна с исламским населением, которая подвергается внешнему вмешательству со стороны развитого мира, скажем так. Большинство арабского мира критикует, если не сказать - осуждает, вмешательство Франции в Мали. Они отнеслись к этой проблеме критически. Не превратится ли Мали в новый Афганистан? Не станет ли это началом нового стратегического контрнаступления салафитских экстремистских и исламистских сил? Не поставит ли это под угрозу существование в европейских странах? Французское правительство справедливо повысило необходимую степень безопасности в своих департаментах. Надо исходить также из того, что операция исламистских сил в Мали - явление не точечное и не изолированное. Очевидно, мы вправе предположить, что это какая-то часть более широкого плана».
Операция исламистских сил в Мали
12805 просмотров