Вестник Кавказа

Обама и Рухани под давлением оппонентов

К завтрашнему дню должно быть реализовано соглашение между Ираном и "шестеркой" международных посредников (Россия, Великобритания, Германия, Китай, США, Франция), согласно которому Тегеран обязался выполнить семь практических шагов, призванных обеспечить прозрачность своей ядерной программы и снять обеспокоенность западных стран, подозревающих Иран в разработке ядерного оружия.

Между тем, сегодня отношение к активизации контактов между западными странами и Тегераном неоднозначное, как на Западе, так и в Иране. По словам старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Владимира Сажина, в США "часть республиканцев и даже часть демократов не поддерживают Обаму в его отношении к иранской ядерной программе. В Иране тоже не все поддерживают политику президента Рухани, причем оппозиция президенту очень сильна – это часть консервативного духовенства и большая часть сторонников бывшего президента Ахмадинеджада, который является ярым противником Рухани, особенно Корпус стражей исламской революции (КСИР)".

Сажин говорит, что КСИР – "мощная система, которая сначала была создана как альтернатива армии, но теперь занимает гораздо большее пространство. И благодаря бывшему президенту Ахмадинеджаду, который является выходцем из КСИРа, эта система стала не только военным, полицейским, политическим и пропагандистским органом, но и экономическим. Основные отрасли экономики или контролируются, или обслуживаются КСИРом. Огромные потоки денег, в том числе и в отношении ядерной программы шли через КСИР. Вся военная промышленность находится под контролем КСИР.
Придя к власти, Рухани попытался отстранить КСИР от дел внутри страны и за рубежом. Он запретил КСИРу заниматься внешней политикой. И внутри страны стал отстранять их от некоторых экономических позиций. Но все равно КСИР сохраняет значительные позиции".

Сажин уверен, что "процесс решения иранской ядерной программы идет положительно. У МАГАТЭ на сегодняшний момент никаких претензий к Ирану нет. США также выполняют требования, которые были со стороны Ирана. То есть каждый месяц они размораживают от 400 до 500 млн долларов. Жесткие санкции, которые были введены в 2012 году, американцы не снимали, но они стали закрывать глаза на то, что эти санкции становятся все мягче и мягче. Иран увеличил экспорт нефти. В августе прошлого года Иран мог экспортировать только 700 тыс. баррелей в сутки, а лучшие времена он экспортировал 2,4 млн баррелей в сутки - экспорт упал в 3,5-4 раза. Сейчас этот запрет был смягчен, и Иран смог увеличить доходы от нефти на 10 млрд долларов. То же самое происходило и с системой страхования, и с банковским сектором".

Эксперт полагает, что "Иран хотят немножко взбодрить и дать ему возможность почувствовать, что можно идти на компромиссы. Сложный момент заключается в том, чтобы выработать механизм снятия санкций. "Шестерка" не будет сразу снимать все санкции, должны быть этапы. Здесь все будет зависеть от работы МАГАТЭ. И сейчас стоит вопрос о том, чтобы согласовать текст главного окончательного договора по иранской ядерной программе, то есть "запихнуть" иранскую ядерную программу в рамки требований МАГАТЭ, в рамки требований Совбеза ООН".

Однако, по мнению Сажина, "американцы не хотят, чтобы у нас (России) с Ираном наметились связи. Европейцы заинтересованы в том, чтобы изменить ориентацию углеводородной политики с России на другие страны, в том числе и Иран. Хотя иранцы говорят, что они не будут конкурировать с Россией по углеводородам на Западе, но бизнес есть бизнес, здесь говорить о хороших манерах не приходиться".

7860 просмотров