В начале октября Верховная рада Украины приняла закон, который продлевает на год действие так и не применявшегося на практике закона об особом статусе Донбасса. Законопроект был разработан для обеспечения возможности размещения на Донбассе контингента сил ООН. Одновременно Рада приняла в первом чтении внесенный президентом страны Петром Порошенко законопроект "О реинтеграции Донбасса", который предусматривает признание региона оккупированной территорией, создание объединенного оперативного штаба Вооруженных сил Украины для контроля над всеми силовиками и военно-гражданскими администрациями в зоне конфликта, а также дает президенту право задействовать вооруженные силы внутри страны без согласия парламента.
Комментируя продление закона об особом статусе Донбасса, и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова выразила мнение, что оно стало вынужденным и формальным решением для Киева: ″Этот закон содержит формальные нормы и положения. Они продлевают лишь первую, декларативную статью закона об особом статусе, который по сути своей является основой для урегулирования конфликта. Ни одно политическое решение невозможно обсуждать без понимания о том, когда вступит в силу полностью закон об особом статусе".
Никанорова пообещала добиваться согласования механизма вступления этого закона: ″С нашей стороны это и так уже очень значительная уступка. На наш взгляд, комплекс мер должен выполняться буквально, то есть, закон ”Об особом статусе” должен был начать действовать 16 сентября 2014 года. Поэтому мы будем настаивать на том, чтобы условия введения этого закона в силу обсуждались в Минске, согласовывались между двумя сторонами конфликта. Все-таки этот закон был введен в действие″.
Представитель ЛНР в политической подгруппе Контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины Родион Мирошник, комментируя продление Киевом действия закона ″Об особом статусе″ заметил: ″Это произошло непосредственно перед встречей спецпредставителя США Курта Волкера и помощника президента РФ Владислава Суркова. Так Порошенко показал, что он владеет внутренней ситуацией и может выполнять те обязательства, которые на него возложены″.
Закон о ″реинтеграции″ Мирошник назвал провокацией, адресованной России: ″Мол, выступите страной-агрессором и докажите, что вы все-таки осуществляете агрессию, которую мы пока записали на бумаге, но ждем, когда она может совершиться в реальности″.
По словам Мирошника, сам факт отношения киевского политического бомонда к Минским соглашениям достаточно ярко был показан в Верховной Раде, когда масса народных депутатов, представителей партий активно начала вымарывать в любом виде упоминание Минских соглашений из этих двух законопроектов - с дипломатической или юридической точки зрения это абсурд.
Продление Киевом закона об особом статусе Донбасса является "прыжком на месте", оно не создает никакого движения к мирному урегулированию конфликта на юго-востоке Украины, никоим образом не выполняет ни сам комплекс мер, ни политический пакет, который является ключевой составляющей этого пакета, заявил представитель самопровозглашенной ЛНР. "Альтернативой конструктивным переговорам на минской площадке является, как минимум, замораживание конфликта с последующим ухудшением отношений сторон, полный отказ от любых возможностей реинтеграции в состав одного государства - Украины", - предостерег Мирошник.
Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков взглянул на ситуацию с точки зрения геополитики: ″Политическая борьба вокруг Украины переходит в область схватки, а не конкретных политических платформ. Платформа есть - это Минские соглашения. Но вокруг них сейчас идет виртуализация, часто не имеющая отношения к действительности. Евросоюз говорит о том, что пока контроль над восточной границей не будет возвращен [Киеву], ЕС не будет переходить к пересмотру политики санкций. Это абсолютно нереалистическая задача, потому что процесс этот может быть длинным, и тогда мы застываем в негативном статус-кво, но не по нашей инициативе″.
Пушков также обратил внимание на активизацию информационной войны: ″Европа не знает, что делать. Они поэтому прикрываются за Минскими соглашениями. Европейское прочтение Минских соглашений - это алиби для политического бездействия. Допускаю, что американцы могут пытаться как-то активизировать этот процесс. Там тоже не склонны идти на правильное прочтение Минских соглашений. Там тоже есть свои фантазии по поводу того, как их нужно выполнять. Мы вступили в новый этап развития ситуации вокруг Минских соглашений. Этот этап будет характеризоваться заморозкой конфликта, которая устраивает Киев, устраивает ЕС, потому что меньше всего Ангеле Меркель хочется поставить этот вопрос на обсуждение в ЕС и получить раскол по отношению к тому, как надо вести себя с Россией. Поэтому санкции продлеваются автоматически, без обсуждений″.
Пушков склонен считать, что основных игроков за пределами России эта ситуация вполне устраивает: ″Сейчас они будут нас обвинять в заморозке, в то время как эту заморозку осуществляют они сами. Я думаю, что это будет характерно для следующего этапа информационного противостояния по Украине, и мы должны быть к этому готовы″.