Вестник Кавказа

"Наз-Наз" в исполнении группы "Растак"

Орхан Елчуев

"Вестник Кавказа" продолжает знакомить читателей с музыкой и музыкантами региона, в рубрике "Музыкальная сокровищница". Наш очередной рассказ посвящен популярной среди азербайджанцев песне, причем живущих как и в Азербайджанской Республике, так и в Южном Азербайджане, охватывающем территорию современного Ирана. Речь идет о песне "Наз Наз" в исполнении иранской группы "Растак", автором музыки к которой является азербайджанский композитор Васиф Адыгезалов.

Поэтический текст этой песни, написанной в жанре народного творчества, баяты, отражает веселый, игривый тон признания молодого человека в любви.

"Наз Наз" - это женское имя, которое в переводе с азербайджанского означает "кокетка", а сама песня посвящена возлюбленной, описанию ее красоты. Она очень задорная и оптимистичная.

Песня, которая так популярна среди широких масс, звучит на народных празднествах и на концертах, а также на свадебных торжествах, в большой степени из-за своей ритмичности. Первым ее исполнителем в 70-х годах прошлого века был известный азербайджанский певец Анатолу Ганиев.

История этой песни сложилась очень интересно. Оказывается, произведение, без которого сегодня не обходится ни одна свадьба, изначально совсем не предназначалось для свадебных торжеств, и для автора музыки ее ошеломляющий успех стал настоящим сюрпризом.

Как поведал "Вестнику Кавказа" сын Васифа Адыгезалова Ялчын, успех песни был неожиданным. Изначально она была написана в лирическо-шутливом тоне, что было связано с моментом и обстоятельствами, которые окружали автора.

"Это было начало мая - то ли 1975, то ли 1976 года. Папа, сидя на даче в Новханах, (живописный поселок близ Баку - ред.) под чарующие звуки природы и под впечатлением от расцветших маков и красоты поздней весны, написал эту песню за одну ночь. Но никто не ожидал, что она завоюет такой ошеломляющий успех, так как песня была написана в шутливом ритме, но совсем не в танцевальном. Потому никто и не думал, что она в будущем станет такой популярной, мало того - неотъемлемой частью свадебных репертуаров", - рассказал Ялчын Адыгезалов.

Форма поэтического текста - народные баяты, четверостишье, что тоже характерно для азербайджанского фольклора. Поэтому неудивительно, что песня, так полюбившаяся в Азербайджане, распространилась и в Иране, где проживает в три раза больше азербайджанцев. Она олицетворяет сильные чувства, искреннюю любовь и подвиги ради любимой, на которые сможет пойти не каждый. Кроме того, ладовая основа песни - "раст" с отклонениями в "сегях", что тоже является характерной чертой народных азербайджанских мелодий. Иранский ансамбль "Растак", в который также входят этнические азербайджанцы, придал исполнению этого произведения особый колорит. Песня, созданная некогда великим Васифом Адыгезаловым, настолько полюбилась людям, что многие путают ее с народным творчеством. В иранском сегменте Интернета песню называют фольклорной, а название часто передается как Гель-гель (Иди-иди ко мне) - скорее всего, из-за частого упоминания в припеве, что, конечно же в корне некорректно. Но при этом настоящая слава для любого композитора наступает как раз в тот момент, когда его произведение возводится в ранг народного и передается из уст в уста. Такой сложилась и судьба у песни "Наз Наз".

"Это для любого композитора большая заслуга его таланта, высокая оценка его творчества. Если песню композитора воспринимают как народную и она у всех на устах, то большего счастья для композитора быть не может. Значит, его творчество близко к народу, хорошо воспринимается людьми". Я думаю, если бы отец был жив, он был бы счастлив, услышав, что его песню так высоко оценивают в Иране и даже воспринимают как народную", - сказал сын композитора.

Похожее мнение высказала и профессор Бакинской музыкальной академии Джамиля Гасанова. "Таких случаев очень много", - поделилась профессор с "Вестником Кавказа". "Скорее всего, участники группы "Растак" также интерпретировали ее как народную, так и не поняв, что это - авторская музыка, о чем можно судить из видеороликов ансамбля в Интернете, где песня указана как образец азербайджанской фольклорной музыки. Это еще одно доказательство того, что песню любят и поют, она живет в народной памяти", - рассказала она.

Ансамбль "Растак", более известный, как коллектив, исполняющий этно-музыку народов Ирана, был сформирован в 1997 году в Тегеране, с целью популяризации направления. Группа часто исполняет песни на разных языках - персидском, азербайджанском, арабском, курдском и других.

С момента создания ансамбль стремится собирать, записать и интерпретировать народную музыку для мировой аудитории, объединив культуру и историю, используя традиционные музыкальные инструменты и современные ритмы. Неудивительно, что в песне "Наз Наз" используются азербайджанские народные инструменты тар и саз.

Музыканты ансамбля "Растак" окончили лучшие университеты в Иране и провели обширные исследования народной музыки. Мировое признание к группе пришло в конце 1998 г., когда "Растак" дебютировал на фестивале в ОАЭ.

Конечно же, нельзя не упомянуть разносторонность творчества Васифа Адыгезалова. Автор четырех симфоний, трех опер, пяти музыкальных комедий, шести инструментальных концертов, четырех ораторий, трех кантат, камерно-инструментальной музыки, музыки для театра и кино, романсов и песен Васиф Адыгезалов во всех произведениях, особенно в своих ораториях и кантатах, уделял особое внимание использованию элементов традиционной азербайджанской ашугской музыки, мугама, фольклорным произведениям, народным танцам. Этот поистине великий композитор внес большой вклад в развитие азербайджанского искусства.

Хоть уже прошло восемь лет, как Васифа Адыгезалова не стало, его произведения живут в сердцах. Отрадно, что его семья продолжает славные традиции великого композитора. Сегодня сын композитора, народный артист Азербайджана, профессор Ялчын Адыгезалов также является всемирно известным дирижером, продолжая прославлять азербайджанскую культуру во всем мире.

23665 просмотров