Вестник Кавказа

Нагорно-карабахский конфликт: без праздников и выходных

Вечером 3 января приграничные и прифронтовые азербайджанские села были обстреляны из крупнокалиберного оружия и минометов, после чего в течение трех дней участились случаи нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск, а также на границе двух государств. Этой ночью под обстрел попали села Гызылгаджилы и Кемерли Газахского района, расположенного на границе с Грузией, максимально далеко от зоны нагорно-карабахского конфликта.

Нарушение режима прекращения огня давно уже стало обычным делом, однако прежде армянские вооруженные силы, оккупирующие Нагорный Карабах и прилегающие районы Азербайджана, ограничивались стрельбой из обычного автоматического оружия. Массового обстрела объектов невоенного назначения из противотанковых гранатометов и минометов не было со времен активных боевых действий в Карабахе.

Их применение говорит о намерении противников мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта во что бы то ни стало спровоцировать ВС Азербайджана на какие-либо симметричные или даже асимметричные действия, прежде всего, на государственной армяно-азербайджанской границе – для того и избран мишенью северо-западный Газахский район, в котором никогда не велись боевые действия за Карабах. Любая азербайджанская пуля, попавшая на земли самой Армении, а не на оккупированные территории Азербайджана, будет использована армянской "партией войны", находящейся у власти, в целях препятствования переговорному процессу и сохранения статус-кво.

Более того, поскольку Армения – член ОДКБ, удавшаяся провокация азербайджанской армии на ответные действия на госгранице создает возможность для формального привлечения к защите армянских территорий сил ОДКБ.
Другое дело, что Ереван, вероятнее всего, ограничится политическими заявлениями по этому поводу, так как ему невыгодно иметь международных свидетелей происходящего на границе с Азербайджаном. Недаром российские войска охраняют границы Армении с Турцией и Ираном, но не с Азербайджаном. Так или иначе, армянская "партия войны" наращивает арсенал провокаций, делает их более прямыми и более грубыми по форме, а это значит, что в ближайшем будущем стоит ожидать еще более серьезного нарушения режима прекращения огня, граничащего с односторонним отказом Армении от Бишкекского протокола.

 

Между тем, международное сообщество никак не отреагировало на эскалацию насилия в зоне конфликта. Мир как будто не заметил за новогодней суетой, что на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск и границе двух государств в эти дни рвались минометные снаряды и подвергались опасности жизни мирных граждан. За Минскую группу ОБСЕ, де-юре ключевого посредника в нагорно-карабахском урегулировании, "отработал" американский сопредседатель Джеймс Уорлик, причем в фирменном неофициальном стиле, написав короткое сообщение в Twitter. Пока от МГ ОБСЕ все еще нет официального заявления по инциденту. Накануне вечером госдеп США в лице Джен Псаки выразила обеспокоенность стрельбой в зоне конфликта, призвав стороны вернуться к мирному переговорному процессу под эгидой не реагирующей на артобстрелы Минской группы.

На этом реакция международного сообщества закончилась. По всей видимости, несмотря на августовское обострение в зоне конфликта, приведшее к рекордному числу смертей за все время режима прекращения огня, и ноябрьскую вертолетную атаку на азербайджанские позиции, активизировавшийся нагорно-карабахский конфликт так и остался в представлении мировых игроков "замороженным". Однако перспективы новых провокаций вплоть до возобновления боевых действий в Карабахе требуют от международного сообщества, в первую очередь от Минской группы ОБСЕ, прекратить "правовые каникулы" и усилить внимание к происходящим вокруг Карабаха событиям.
В этом нет ничего невозможного – в современной истории достаточно примеров активного посредничества мировых игроков в международных и внутренних конфликтах, выражающегося как в эффективной дипломатической работе, так и в политическом и экономическом давлении на стороны-агрессоры. Отсутствие консолидированной международной реакции на события вокруг Карабаха не только отдаляет урегулирование конфликта, но и потворствует агрессивной и провокационной политике оккупантов, а значит, приближает "горячую фазу" незаконченной войны. Той самой войны, возобновления которой международное сообщество не желает на словах.

16940 просмотров