Этим летом из уст высших российских чиновников не раз звучала мысль о необходимости ужесточения миграционного законодательства. В итоге глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский предложил запретить нарушителям миграционного законодательства въезд в Россию на три года — подобные меры, по его словам, могут быть применены к тем, кто нарушает сроки пребывания на территории РФ и не предоставляет оправдательных документов.
Говоря о концепции миграционной политики статс-секретарь ФМС Екатерина Егорова заявила, что «это документ, который соответствует нашей текущей миграционной ситуации, тем реалиям, в которых мы живем. К нам ежегодно приезжает порядка 10-12 млн иностранных граждан с самыми различными целями - едут на работу, учиться, это и деловые поездки, и лечение. Наибольший объем мигрантов (70-80%) направляется в Россию из государств, с которыми у нас безвизовые отношения – это государства-участники СНГ. Объемы нелегальной миграции составляют от трех до пяти миллионов. Эта цифра меняется. Сейчас мы говорим, о 3,5 млн. тех, кто превысил срок пребывания в России и, скорее всего, при этом работает, поскольку для того, чтобы длительное время находиться в России, нужно иметь источник дохода. На что направлена концепция? В первую очередь мы исходим из того, что существуют определенные проблемы на рынке труда, порожденные сложной демографической ситуацией, а также необходимости обеспечения экономического роста России. Решение этой задачи требует высококвалифицированных рабочих рук.
Концепция призвана предусмотреть различные режимы осуществления трудовой деятельности в России. У нас долгое время не было особой разницы, приезжает специалист в области IT-технологий или дворник. Порядок этот регулировался фактически одинаково. Первые шаги были сделаны в 2010 году, когда были приняты изменения в законодательстве. Концепция предусматривает, что при таких больших миграционных объемах нам уже, как и большинству принимающих государств, необходимо решать задачи по интеграции и адаптации мигрантов. Это очень серьезный блок вопросов, который еще мало в России разработан, и мы рассчитываем, что как раз в решении этих вопросов гражданское общество, в том числе религиозные организации, будут способствовать реализации государственной миграционной политики.
Концепция затрагивает и вопросы вынужденной миграции, там есть еще определенные нерешенные проблемы. Надо будет подготовить новый федеральный закон о беженцах. Это достаточно серьезный документ, очень объемный и требующий выполнения наших международных обязательств.
Еще один немаловажный блок вопросов – это привлечение мигрантов на постоянное жительство в Россию. Достаточно успешно реализуется государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению, но тем не менее этот механизм единственный, и нам нужно создавать систему привлечения на постоянное жительство, при этом меняя подхода к отбору тех, кто приезжает в Россию. Во многих странах действует балльная система оформления документов на проживание: если иностранец решил связать свою жизнь со страной, то он должен соответствовать определенному набору критериев, и мы предполагаем, что к такой системе подойдет и РФ.
В концепции заложен целый блок мероприятий по противодействию незаконной миграции. Это опасное явление, связанное с другими, такими, как незаконный наркотрафик, контрабанда людей, контрабанда оружия, поэтому здесь предусмотрен целый комплекс мер».
Когда говорят о том, что Россия нуждается в притоке рабочих рук, речь идет о внешних мигрантах. Как полагает председатель президиума Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев, «иногда в обществе под влиянием различных причин формируется мнение, что мигранты мешают жить местному населению, что из-за них все проблемы в нашем обществе. На самом деле людям нужно объяснять, что это не потребность ФМС. Для чиновников чем меньше мигрантов, тем меньше работы. Поэтому нельзя говорить о том, что они заинтересованы в мигрантах. В мигрантах заинтересована вся наша экономика, вся наша страна. С учетом того, что у нас большая демографическая яма была последние годы, учитывая старение населения и то, что в ближайшие годы у нас число вступающих в трудоспособный возраст и уходящих на пенсию сравняется, эта проблема усугубляется, и потребность будет еще расти.
Одновременно есть проблема по внутренним мигрантам. Это в первую очередь трудоизбыточные регионы Северного Кавказа, дальневосточные регионы, северные регионы. Этих граждан у нас 2-3 млн, и если по внешним мигрантам у нас нет особых проблем в том плане, что пересечения границ фиксируются четко, то по внутренним проблема. Мы пока не можем отследить, кто, где, как у нас передвигается, и кто где находится. Необходимо разработать целевую программу переселения внутренних граждан России из трудоизбыточных регионов и упорядочить систему использования внешних мигрантов.
Это две взаимосвязанные, очень сложные задачи. Одновременно нужно готовить принимающее сообщество. Приезжающие должны знать, куда едут, зачем едут, вести себя соответствующим образом. Но и принимающее сообщество должно понимать полезность этого. Мы проводили с 8 по 15 сентября молодежный форум «Вопросы миграции и межнациональных отношений: проблемы и пути решения». Решения, которые мы там приняли, были направлены в миграционную службу.
Межнациональные конфликты у нас в стране связаны с внутренними мигрантами в первую очередь. Как только начинаешь разбираться, зачастую либо это бытовые конфликты, которые заинтересованные лица переводят в межнациональные, иногда бывает и наоборот. Очень часто в основе таких конфликтов лежат экономические интересы различных групп, поэтому здесь надо четко разбираться, потому что это очень тонкая материя, и для нашей страны на сегодняшнем этапе это исключительно важный вопрос, который очень осторожно, но грамотно, технично и не откладывая, нужно решать».
Зампред Центрального духовного управления мусульман России Альбир Крганов надется, что «в будущей концепции будут четко сформулированы права как наших граждан, так и мигрантов». Кроме того, его волнует вопрос религиозной составляющей, «потому что последние события показывают, что некое недовольство миграционной политикой вообще граждан накладывается и на религиозную тематику, в частности, мусульманскую. Тот же вопрос по Митино в Москве, по земельному участку, или в других больших городах возникают вопросы. Нам заявляют о том, что жили вместе с коренными мусульманами, и не было проблем, но появились вопросы к мигрантам. Это иногда проявляется в отказе нашим религиозным организациям в выделении участков, в других вопросах, когда тема недовольства ставится нам чуть ли не в упрек. В этой связи мы надеемся, что религиозная тема в этой концепции будет обязательно учитываться.
Мы и с ФМС, и с региональными структурами нашей организации подписали соглашения, мы конструктивно работаем, слава Богу, есть понимание, но его недостаточно, нужно еще более эффективно вести работу. Мы также обеспокоены тем, что не хватает мест для моления. В Санкт-Петербурге 100 тысяч человек пришли на праздничное мероприятие – куда им деваться? С другой стороны, нужно решать вопрос, куда же их надо размещать и кто с ними будет вести работу. Если они не будут приходить в официальные структуры, духовные управления и мечети официальные, то тогда они будут заниматься религиозной практикой там, где мы даже не имеем, кто проповедует. Эта тема тоже очень важная, и здесь позиция общая должна быть. Раз государство сегодня принимает в страну много мигрантов, мы должны решить и этот вопрос, чтобы эта тема не послужила поводом для провокации и не переросла в недружеское отношение ко всем мусульманам. Мы несколько тысячелетий вместе живем, и нам нужно очень внимательно к этому относиться».