Вестник Кавказа

Ливия: три года после Каддафи

Три года назад, 20 октября 2011 года, силами "Переходного национального совета" Ливии был зверски убит ливийский лидер Муаммар Каддафи. Свержение его режима, проходившее под демократическими лозунгами, положило начало периоду нестабильности и вооруженной борьбы за власть на территории Ливии, приведя к фактическому распаду страны.

Председатель Российского комитета солидарности с народами Сирии и Ливии Сергей Бабурин считает Каддафи "автором одного из самых уникальных социальных экспериментов в истории человечества", который попытался сформировать общество, организованное на иных началах, чем традиционные демократические механизмы. "Джамахирия кому-то нравилась, кому-то нет, но у всех вызывала ревность, потому что это не укладывалось в стандарты капиталистической демократии, и это не укладывалось в трафареты социалистической демократии. Понимание власти народа, понимание организации этой власти, сама организация труда – это то, что еще понадобится Ливии, когда она начнет свое возрождение", - уверен Бабурин.

"Когда произошло это зверское преступление, я как ректор Российского государственного торгово-экономического университета выставил большой портрет Муаммара Каддафи и некролог, где крупными буквами было написано: "О героической гибели лидера Ливийской революции, почетного доктора РГТЭУ Муаммара Каддафи". И к нам в университет поехали люди с разных концов Москвы, чтобы положить цветы к портрету Муаммара Каддафи. Мы поступили как люди солидарные с законной властью Ливии, как люди, уважающие вклад этого неординарного, непростого человека и в социальную философию, и в политику XX века", - говорит председатель Российского комитета солидарности с народами Сирии и Ливии.

"Сегодня мы с горечью должны говорить о десятках тысяч погибших граждан Ливии. Единого государства в Ливии сегодня нет, там вернулись к ситуации, которая была до революции Каддафи, племенному обществу. Хаос, принесенный извне, сегодня поддерживается извне - есть влиятельные мировые силы, которым выгодно, когда ливийскую нефть разливают под контролем одной группировки, завтра по контролем другой. Никто ни за что не отвечает. Куда идут деньги, никто не знает", - утверждает Бабурин.

С ним согласен президент Академии геополитических проблем Константин Сивков: "Ливия пала жертвой в цепочке событий, именуемых "арабская весна". Сценарий этих событий идентичен, темпы развития фантастические. Это оказалось следствием единого сценария проводимого извне на основе новых технологий, основанных на информационных способах инициирования социальных беспорядков в стране и инициирования социального взрыва. Организаторами хаоса стала страна, которая владеет этими технологиями в совершенстве, США".

Однако, по мнению Сивкова, "ход событий в Ливии показал, что НАТО – далеко не такое боеспособное образование, как ранее предполагалось. Военно-стратегические задачи по разгрому ливийских войск, которые ставились перед группировкой авиации НАТО, решены не были. Поддержка натовской авиации не достигла своих целей – полного разгрома этих соединений. Систему наземной ПВО подавить не удалось, несмотря на удары высокоточными ракетами типа "Томагавк"".

Сивков говорит, что "убийство Муаммара Каддафи, как и гибель Ливийского государства стали возможными благодаря воздушно-наземной морской десантной операции, проведенной в Триполи. После свержение законной власти в стране воцарился хаос. США поводят политику "управляемого хаоса" как технологии установления контроля над государствами, которые они собираются покорить. Но она систематически дает сбой. Посеяв хаос, они теряют над ним управление. Хаос перестает быть управляемым. На передний план выходят совсем не те силы, на которые делается ставка. То, что происходит в Ливии после падения законного правительства Муаммара Каддафи, есть не что иное как планомерное вышвыривание американских марионеток, которые копались в Ливии. События, которые происходят в Ливии – это завершающий этап захвата этой страны радикальными исламистами, за спиной которых стоят саудовцы, американское поражение".

"Выход из под контроля исламских радикалов заставляет американцев действовать против них сейчас в Ираке и в Сирии. Это сильнейшее стратегическое поражение страны, которая бывает вынуждена бомбить, наносить удары по своим бывшим союзникам, которых они вооружали военной техникой, снабжали боеприпасами и стрелковым оружием, - заявил Сивков, имея в виду террористическую группировку "Исламское государство". - Эти удары не достигают цели с военно-стратегической точки зрения. Против партизан авиабомбами не воюют, нужны сухопутные войска. Но Ливия, Ирак и Афганистан всем американцам продемонстрировали, что их армия не способна вести сухопутную войну. Ливийская трагедия стала одним из тех шагов, который привел американцев в тупик".

Сивков прогнозирует, что "сейчас в Ливии установится господство радикальных исламистов, однако в течение нескольких следующих лет местные племена, которые достаточно агрессивны, боеспособны, начнут вспоминать, что было в прошлом, начнут понимать, что их загнали опять в дикое средневековье и попытаются воссоздавать свое государство. Пусть не с теми принципами и возможностями, который предоставил этой стране Муаммар Каддафи, действительно величайший политический своего времени, но, вероятнее всего, под его знаменами и с его определенными идеями".

18070 просмотров