С наплывом мигрантов в Европу там заговорили об угрозе их радикализации. В Евросоюзе опасаются, что к ним под видом беженцев не проникнут боевики радикальных организаций, в том числе "Исламского государства". Спецслужбы Германии заметили, что количество исламских экстремистов, которые проникают в страну, резко возросло в последние месяцы, а вместе с ними и угроза привлечения в ряды джихадистов вновь прибывших беженцев.
Ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Полетаев полагает, что это не только европейская проблема. По его мнению, Россия сама может стать экспортером радикалов в страны исхода мигрантов. Например, мигранты, попавшие в российские тюрьмы, могут нахвататься от сокамерников радикальных идей и привезти их на родину, в страны постсоветского пространства.
"Обрабатывают людей не очень грамотных, тех, которые плохо знаю Коран, кто слабо представляет себе, что такое ислам. Эти люди выходят из тюрем радикализованными, а потом мы получаем такую волну неудовольствия со стороны тех стран, куда эти люди потом возвращаются".
По мнению эксперта, полицейские методы не должны быть исчерпывающими в борьбе с этим явлением: "Нужна мягкая сила, предложение альтернатив, перехват этой инициативы в воспитании, в просвещении. Мы должны упреждать эти вещи. Экспорт радикализма в СНГ не укрепляет наши связи со странами, которые мы хотим объединить Евразийский экономический союз. Это очень важный политический вопрос".
Полетаева беспокоит отсутствие финансирования программ по интеграции, а также тот факт, что в России недостаточно мечетей: "Люди вынуждены молиться на квартирах, по которым ходят радикальные проповедники и говорят: "Вот видите, люди вынуждены молиться на улицах, коврики класть в грязь. Думают ли о вас официальные лица ислама? Нет! Потому что тогда бы они давили [на власти], чтобы были мечети, чтобы люди могли спокойно отправлять свои религиозные нужды. А мы знаем, как нужно делать". Не существует каких-то общественных пространств, на которых можно быть бы работать с мусульманами. Это тоже один из аспектов того, что не ведутся интеграционные программы в том формате, в котором они могли бы вестись. И на такие интеграционные программы необходимо выделять деньги".
Как полагает эксперт, интеграция не может ограничиваться круглыми столами, взаимодействием с лидерами диаспор, нужна интеграционная программа, которая могла бы охватывать более широкий круг мер, в том числе по преодолению кризиса доверия. "Кризис доверия существует в России не только по отношению к мигрантам, он в принципе по отношению ко многим сторонам - к администрации, к власти, друг к другу, к школьным учителям, преподавателям в университете. Кризис доверия проявляется и по отношению к мигрантам в виде мигрантофобии. Это отталкивание от российского общества создает такую почву для того, чтобы радикальные проповедники говорили: "Приходя к нам в общину, ты не будешь чувствовать себя человеком второго сорта!"".
Полетаев призывает "выделять гораздо больше средств, затрачивать гораздо большие усилия, чтобы заработали интеграционные программы. Такая интеграция, улучшение ситуации с доверием друг к другу - важный шаг в борьбе с как радикальным исламом, так и кризисом доверия в нашей стране".