Вестник Кавказа

Китайский синдром

Ректор МГИМО, академик РАН, председатель Российской ассоциации содействия ООН, член Научного совета при Совете безопасности РФ, член общественного совета при ФСБ России Анатолий Торкунов считается одним из самых авторитетных экспертов в области международных отношений. Вчера он дал свою оценку последним внутриполитическим событиям в США и Китае, которые получили международное звучание.

США
Как человек, проведший несколько лет в Вашингтоне, в нашем посольстве, следящий на протяжении уже многих десятилетий за внутриамериканской жизнью, я не сомневался в том, что победит Барак Обама. Некоторые комментаторы (всегда же хочется внести соответствующий драматизм) утверждают, что Обама победил чуть ли не потому, что во время «Сэнди» проявил себя выдающимся руководителем. Действительно Обама себя проявил как лидер, настоящий лидер, и, конечно, Америка встретила «Сэнди» совсем по-иному, чем бедствие в Нью-Орлеане несколько лет тому назад, и довольно эффективно с этим справилась. Но не это сыграло для Обамы основную роль при том огромном раздрае и расколе, который существует в американском обществе. Я был в США в марте, встречался с самыми разными специалистами, политологами, со своими давними знакомыми, и этот раскол почувствовал. Он касается и внешней политики, и реформ. Но победил Обама. Значит, американцы все-таки за то, чтобы страной руководил человек, представляющий новое поколение, со свежими взглядами, более толерантный и терпимый во внешней политике.
Ромни прямолинейный, а Обама все-таки по многим вопросам, не отказываясь от миссионерской роли США, от использования американских военно-политических возможностей, все-таки везде упоминал, что необходимо вести переговоры, в том числе с Ираном. По Афганистану Обама все-таки настаивает на том, чтобы после вывода американских войск большую ответственность переложить на афганские власти, максимально сократить пребывание американских войск в Афганистане. У Ромни позиция иная. И по китайским сюжетам у них серьезные расхождения. Ромни выдвинул целую серию претензий к Пекину, назвал Китай назвал валютным манипулятором. Обама говорит: да, у нас есть проблемы, но как две крупнейшие экономики мы должны искать возможности взаимодействия. Короче говоря, конечно, Обама гораздо более дипломатичен, чем Ромни. Главное, что он гораздо более современен.

Китай
В Пекине происходит хотя и планируемая, но принципиально значимая смена поколений руководства. И дело не только в возрастном факторе, хотя он тоже играет немаловажную роль. В соответствии с уставом Компартии и базовыми документами, занимать руководящие должности, прежде всего, в Постоянном комитете Политбюро, можно только два срока, то есть 10 лет. В принципе, срок пребывания на этих должностях определен 67-70 годами и в Политбюро, и в правительстве. Но речь идет о том, что сегодня к власти приходит новое поколение – так называемое «пятое поколение» руководителей КНР, которое во многом отличается от поколения предшествующего. Приходят люди, которые выросли уже в Китайской Народной Республике, после того, как в Китае произошла революция.
Второе обстоятельство, очень важное – приходят люди, которые в отличие от большинства своих предшественников и самых высоких руководителей не являются представителями инженерно-технической интеллигенции, они не имеют инженерно-технического образования. Они доктора в области гуманитарных наук.
Будущий премьер Госсовета Ли Кэцян получил престижную премию за исследование, книгу, монографию, связанную с анализом структуры экономики Китая. То есть это люди науки, они больше практики, причем практики, представляющие разный опыт.
Си Цзиньпин работал в провинциях, где шла очень быстрая, активная модернизация экономики, где использовались инструменты рыночной экономики, где создавалась новая китайская экономика. Ли Кэцян работал в провинции, где ему пришлось производить реструктуризацию предприятий старого поколения, то есть переводить эти предприятия на новые рельсы. У них у обоих разный, но уникальный опыт – опыт работы с новыми инструментами, опыт создания принципиально новой экономики, работы по модернизации уже существующей экономики. Их относят к разным группам - к так называемым «комсомольцам» и «принцам», говоря о том, что в китайском руководстве существует два клана, два тренда в развитии политической карьеры.
Я не очень верю, что существуют кланы, которые действительно друг от друга отличаются, поскольку и по своему опыту, и по своей партийной, политической работе представители этих условных кланов очень часто работают вместе, судьбы их пересекаются.
Но им будет очень непросто. Потому что они должны будут продолжить и развить политику, которую проводило руководство «четвертого поколения». А у руководства «четвертого поколения» было много успехов. Достаточно вспомнить, что именно при предыдущем руководстве Китай вывел на земную орбиту пилотируемый космический аппарат в 2003 году. При «четвертом поколении» Китай усилил свои позиции на мировой арене, успешно провел Олимпиаду в Пекине 2008 года. Развитие Китая в последние годы – это в известной степени эффективное руководство, которое осуществляли представители «четвертого поколения». Политическую линию определяли главные руководители и, прежде всего, председатель КНР Ху Цзиньтао.
У «пятого поколения» руководителей огромное количество проблем, с которыми они столкнутся, когда придут в кабинеты своих предшественников. Главная из этих проблем – недостаточно эффективное использование ресурсов, в том числе, человеческих. По общим запасам ресурсов Китай занимает третье место в мире. Этого недостаточно для обеспечения динамичного роста ВВП. Поэтому Китай – это не только крупный экспортер, но и большой пылесос, постоянно поглощающий природные ресурсы. Китай вступил в стадию всестороннего построения средне зажиточного общества и ускорения процесса модернизации. Интересы поддержания этих темпов модернизации, динамичного и здорового социально-экономического развития требуют сравнительно большего объема ресурсов. Об этом говорилось на съезде. Однако закупки сырьевых активов за рубежом, к которым Китай прибегает в последние годы, не решают проблемы. Экономика страны ресурсо- и энергоемкая. При этом значительная часть выпускаемой продукции не отличается высоким качеством и новизной. Низкие цены позволили Китаю увеличить экспорт, доведя долю в мировой торговле до 8%, которая обеспечивает рост ВВП страны, но продукция не конкурирует в группе высоких цен, и финансовая отдача от всего этого тоже страдает.
Китайская модель экономики трудоустраивает 25 миллионов граждан и даже сформировала 300-миллионный средний класс – это около 21% от численности. Но требовать от нее большего невозможно. Она не может сократить разрыв с развитыми странами, достичь повышения производительности труда и снижения потребления энергии. Поэтому Китай просто вынужден искать новую модель экономического развития, где рост обеспечивается за счет рационального использования ресурсов.
По-прежнему стоит достаточно острая проблема миграции из деревни. Уже сегодня доля сельчан менее 50%, а в будущем, конечно, урбанизация будет генерировать активнее. Есть и проблема старения населения, увеличения числа пенсионеров.
Словом, требуется стратегическая коррекция структуры экономики, и этим придется уже сегодня заниматься новому китайскому руководству. Многие новые вызовы стоят перед китайцами и в области внешней политики. Конечно, три принципа Дэн Сяопина, два главных из которых – не высовываться и не присоединяться, будут, видимо, работать и дальше, но Китай приобретает черты страны глобальной. Хотя он по-прежнему не заявляет об этом открыто, тем не менее он сегодня определил достаточно четкий круг партнеров первого, второго, третьего, четвертого кругов.
Россия, кстати, входит в первый круг партнеров, рассматривается как стратегический партнер в китайских документах политологических, да и в официальных документах ставится задача «опоры на север», то есть опора на партнерство с Российской Федерацией.
Вместе с тем ясно, что Китай, будучи второй экономикой мира, не может и не хочет отказываться от роли глобальной державы. Вместе с тем Китай намерен найти ту модель внешней политики, которая позволит ему главным образом сосредоточиться на решении вопросов реструктуризации экономики, повышения качества жизни, потому что Китай до сих пор по уровню жизни не входит даже в сотню стран. Поэтому ставится задача к 2020-2030 году резко повысить уровень жизни в Китае по доходу на душу населения.
Эта задача исключительно трудновыполнима. Кроме того, предложенная в свое время американцами модель G2 Китаем воспринята не была. Естественно, что между Китаем и США существует немало противоречий самого разного толка. Надежды оптимистов, что экономическое взаимодействие, взаимопроникновение, взаимозависимость не дадут привести к каким-то серьезным обострениям в отношениях между двумя странами, надеюсь, будут оправданы.
На XVIII съезде совершенно четко прозвучала идея о том, что Китаю необходима политическая реформа, в том числе и как условие успешного экономического развития. Пока что до конца не понятно, что же понимается под политической реформой. Действия в этом направлении предприняты. Выборы, которые проходят на местном уровне, предполагают наличие нескольких кандидатов, то есть реального выбора. Движение есть. Нельзя сказать, что Китай застыл с точки зрения политического развития и развития своей политической системы. Когда я читаю переводы из китайских журналов, партийных, политических, особенно военных, то вижу колоссальный разброс мнений – возможность для китайских экспертов высказываться весьма резко, а иногда и весьма критично в отношении руководства в Пекине. В этом смысле свобода слова в Китае, несмотря на все эти фильмы интернетовские, существует. И мне кажется, это достаточно устойчивый тренд. Но ясно, что новое руководство будет заниматься и проблемой политической реформы при сохранении руководящей роли Компартии и при возможности, которая останется за Компартией, контролировать внутриполитическую ситуацию. Нынешний политический класс понимает это как необходимую гарантию для продолжения экономических реформ и вообще всех модернизационных усилий внутри страны.
8515 просмотров

Видео

Все видео


реклама