Азербайджан и Иран пришли к согласию продолжить переговоры по статусу Каспия как на двусторонней, так и пятисторонней основе. Как сообщает 1news.az, об этом заявил находящийся в визитом в Баку замминистра иностранных дел Ирана Ибрагим Рахимпур. По его словам, все пять прикаспийских стран желают решения проблем, связанных со статусом Каспия, и переговоры будут продолжены как на уровне МИД, так и на уровне глав государств.
Между тем, как считает гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев, потенциал прикаспийского сотрудничества "остается до сих пор нереализованным и в силу отсутствия проработанных логистических схем, и в силу некоторых политических моментов, и в силу разобщенности позиции пяти прикаспийских государств по вопросам сотрудничества на Каспии, по вопросам сотрудничества в области использования инфраструктуры".
Нефтеносный регион Каспия всегда привлекал к себе внимание крупных нефтяных игроков. Теперь, по мнению казахстанского эксперта, старшего аналитика Агентства по рентабельности инвестиций Адиля Каукенова, к ним присоединился и Китай: "С приходом к власти новой генерации китайских руководителей, транспортная стратегия Китая в регионе получила новый импульс. Так, в ходе своего турне по Центральной Азии новый председатель КНР Си Цзиньпин, предложив масштабный региональный проект "Шелкового пути", обозначил тем самым новую фазу активности создания сухопутных транспортных проектов, в которых прикаспийский регион занимает ключевое значение. В этом смысле экономический коридор шелкового пути является комплексной программой транспортной стратегии Китая, целями которой является решение ряда задач для Поднебесной. Во-первых, это создание налаженной логистической структуры для транспортировки энергоресурсов Каспия в Китай. Второе – это создание транспортного коридора для экспорта китайских товаров в Европу. Третье – создание сухопутного моста с Ираном как с одним из крупнейших энергетических партнеров Китая для диверсификации маршрутов получения энергоресурсов, собственно укрепления своих позиций в регионе и диверсификации сухопутных маршрутов в Европу – то есть альтернативных российскому путей сообщения".
По словам Каукенова, "инвестиционная активность Китая в прикаспийском регионе объясняется геополитическими причинами, где для достижения геополитических целей используется самый сильный козырь Китая - его экономические возможности. Данная диверсификация путей доставки энергоресурсов необходима Китаю в силу известных проблем - нестабильности Малаккского пролива, периодических вспышек международных скандалов с Японией, имеющейся напряженности с Тайванем, а также мощи флота его геополитического конкурента США. Развитие новых маршрутов внесет существенные коррективы в экономическую структуру региона и всего континента. Это позволит создать новый экономический базис, который может изменить структуру регионального равновесия".