Вестник Кавказа

Канада всегда приветствовала миграционные потоки

"Вестник Кавказа", Вести FM

"Вестник Кавказа" совместно с "Вести FM" реализует проект "Национальный вопрос", пытаясь понять, как решают в разных странах разные народы, разные правительства в разные времена проблемы, возникающие между разными национальностями. Сегодня в гостях у ведущих Владимира Аверина и Гии Саралидзе кандидат исторических наук, доцент кафедры Всеобщей истории РГГУ, специалист по новейшей истории Канады Андрей Комаров.

Саралидзе: Канада берет свое начало от французской колонии на месте современного города Квебек, населенном первоначально местными народами. Как складывались отношения между франкофонами и англоговорящими канадцами.

Комаров: Канада как государство возникло в 1867 году. Случаев гражданской войны, случаев массового кровопролития, случаев  революционной активности, социальной нестабильности в Канаде не было. Все канадские премьер-министры и сам принцип канадского федерализма свидетельствует о прочном правовом фундаменте для внесения изменений в Конституцию, которые устраивали бы французскую Канаду. 

Саралидзе:  Однако в Канаде была Тихая революция, полноценный октябрьский политический кризис в 1970 году. В 1970 году, если не ошибаюсь, было 95 взрывов организовано, были известные политические убийства, деятельность Фонда освобождения Квебека, довольно радикальной организации. Внесения изменений в Конституцию произошли под этим напором?

Комаров: Я бы сказал, что эти уступки, изменения в Конституцию вносились под давлением деятельности Квебекской партии. В Квебеке к власти в 1976 году приходит Квебекская партия во главе с Рене Левеком, который, собственно, выдвигает проект суверенитета и ассоциации и говорит о том, что Квебек может получить суверенитет и независимость при экономической ассоциации с остальной Канадой. Выступая на телевидении, например, в 1980-м году Левек, будучи премьером Квебека, он говорит, что в Канаде существует два общества, отличных друг от друга. Поэтапное внесение изменений в канадскую Конституцию было навеяно не террористическими актами, а стремлением решить франко-канадский вопрос и выполнить ряд требований политических элит Квебека. 

Саралидзе: Экономическая ситуация повлияла на процесс стремления к независимости Квебека? Или это исключительно культурная, языковая тенденция? 

Комаров: Именно модернизация Квебека в 1960-1970-е годы усиленный экономический рост Квебека привели к появлению требований о политической независимости Квебека. В Квебеке находится крупнейший энергетический комплекс «Ля-Гранд». Экономика Квебека высокоразвитая, и именно после модернизации Квебека, после того, как франко-канадская буржуазия, бизнес занял ключевые посты в экономике Квебека в 1960-х годах, в 1970-1980-е годы появились требования о суверенитете Квебека.

Требования политического суверенитета вытекали из усиленного экономического роста Квебека. Потому что до 1960-х годов Квебек был преимущественно провинцией, ориентированной на аграрные производства.

В 1950-х премьер-министр Квебека Морис Дюплесси пытался привлечь американский капитал, однако это был странный режим, который сочетал и антикоммунизм, и какие-то тенденции клерикализма. А вот с 1960-х годов экономический рост Квебека вызвал требования суверенитета, что и пытался неоднократно обосновать Левек. 

Но сепаратистские организации в Канаде не имеют столь широкой популярности, какой они обладают в континентальной Европе, потому что вся политическая культура Северной Америки направлена на восприятие либо либерализма, либо консерватизма на общенациональном уровне, но она полностью отвергает различного рода радикальные мироустройства. Даже новая Демократическая партия Канады, которая является аналогом английских лейбористов, аналогом СДПГ в Германии, аналогом французских социалистов, не получает в Канаде более 18-20% голосов, потому что канадский электорат очень консервативный. Он живет, исходя из  тенденций консерватизма или либерализма. И Канада оказывается даже более консервативной, чем ее бывшая метрополия Великобритания. 

Саралидзе: Когда в 1980 году правительство Квебека провело первый референдум о суверенитете, около 60% жителей провинции высказалось за единство с Канадой. Почему большинство жителей выступило против того, чтобы разговаривать с центральным правительством о независимости? 

Комаров: Все канадские граждане при всех их разногласиях являются четкими приверженцами правового государства, гражданского общества и, по сути дела, единой и неделимой Канады. В критической ситуации, в случае политических разногласий, в случае разногласий с правительством они не желают (за исключением, так скажем, определенной части некоторых политических элит Квебека) отделения Квебека от Канады. Поэтому и первый референдум 1980 года, и даже второй референдум 1995 года показал крах идеи суверенитета Квебека.

Второй референдум был следствием провалившихся двух реформ, которое пыталось осуществить правительство премьер-министра  Брайана Малруни, последовательно и в 1987-ом, и в 1992 годах. Вкратце напомню, что 1987 год- это Мичское соглашение, которое предусматривало включение пункта об уникальности или самобытности Квебека в канадскую Конституцию. 1992 год - Шарлоттаунское соглашение, которое предусматривало соединение двух взаимоисключающих установок: с одной стороны, уникальности и самобытности Квебека, а с другой стороны, принципа юридического равноправия всех провинций. Небольшой разрыв в голосах электората оставил Квебек в составе Канады. 

Саралидзе: Перед вторым референдумом премьер-министр Канады Жан Кретьен заявил: «Если делима Канада, то делим и Квебек!» Тогда и англоговорящая община Квебека, которая составляет около 30%, декларировала, что оставляет за собой право на самоопределение – то есть, есть, если вы имеете право выйти из Канады, мы имеем право выйти из Квебека. Индейцы в северных провинциях Квебека сказали - мы тогда тоже хотим самоопределяться. Это как-то сказалось на итогах референдума? 

Комаров: Моя такая точка зрения, человека, который 20 лет изучает историю Канады, что нет. То, что говорил Кретьен перед референдумом, это были типично популистские фразы,  это было следствием его недосмотра за федерально-провинциальным отношениями. Что же касается аборигенных, коренных народов Канады, то они в ментальности, в канадской культуре современной играют большую роль. Нельзя забывать, что новая канадская провинция Нунавут, которая существует с 1999 года как субъект федерации, была создана специально для аборигенного или коренного населения, для инуитов.

А фразу Кретьена я объясняю его беспомощностью и недостаточным влиянием на федеральную политику осенью 1995 года после провала двух конституционных соглашений. Когда проходили парламентские выборы в Канаде в 1993 году, большая часть политических партий намеренно дистанцировалась от каких-либо дискуссий по национальному вопросу. 

Саралидзе: Какую роль играю соседние США в этих отношениях? Они нейтральные наблюдатели, или они вмешиваются, или не вмешиваются? 

Комаров: США выгодна единая и неделимая Канада без франко-канадского сепаратизма по двум важнейшим причинам. Во-первых, с 1 января 1994 года действует соглашение НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), которое связывает Канаду, США и Мексику, и которое означает единую континентальную интеграцию. Все торгово-экономические сделки, все торгово-экономические соглашения, которые идут уже в течение 20 лет, должны доказывать в том числе и дееспособность Канады. США не устраивала бы ситуация с франко-канадским сепаратизмом, потому что в таком случае единый принцип, баланс единого континентального рынка рухнул. За эти 20 лет у Канады и США сформировалась единая экономика. Большое количество отраслей экономики связаны соглашением о свободной торговле, соглашением НАФТА, это и сталелитейная, и деревоперерабатывающая, и автомобильная, и химическая, и электротехническая промышленность. По сути дела, это вся экономика. 

Второй важный момент, это присутствие Канады в НАТО с 1949 года. Канада является вечным и самым близким партнером США по НАТО, по сути дела, США обслуживают канадские ВС, у самой Канады очень небольшие ВС. Вся Северная Америка прикрыта щитом NORAD (Командования воздушно-космической обороны Северной Америки) еще со времен холодной войны.

То есть единая континентальная экономика и приверженность НАТО диктуют интерес США к существованию единой и неделимой Канады. В 2008 году Канада признала Косово во многом под нажимом США, имея за своей спиной Квебек. США никогда не пойдут на принцип нарушения канадского федерализма, потому что в таком случае они теряют важнейшего стратегического союзника и партнера и получают, по сути дела, хаос на североамериканском континенте. 

Саралидзе: Хотелось затронуть вопрос остальных нацменьшинств, которые составляют почти 25% населения Канады - немцы, итальянцы, китайцы, украинцы, голландцы, поляки, русские. И сейчас Канада привлекает мигрантов. Это целенаправленная позиция Канады? Или миграционная политика менялась в зависимости то того, кто находился у власти? 

Комаров: Политика Канады всегда приветствовала миграционные потоки и рассматривала их как неотъемлемую часть экономического развития, с точки зрения процветания экономики Канады. Довольно лояльная миграционная политика не зависела от нахождения у власти консерваторов или либералов. Единственное, она была ужесточена после событий 11 сентября 2001 года в СВША, но в целом канадская миграционная политика остается до сих пор лояльной. Считается, что чем больше высококвалифицированной силы будет привлечено в такое североамериканское государство как Канада, тем больше будет обеспечен экономический рост. 

Аверин: Все-таки речь идет о высококвалифицированных мигрантах? То есть, какие-то препоны там стоят?

Комаров: Когда я был в Карлтонском университете в Оттаве, заметил, что там довольно много профессуры из Центральной и Восточной Европы. Сейчас, поскольку существует соглашение НАФТА, то идет довольно много высококвалифицированной рабочей силы из Мексики. То есть, идут интенсивные континентальные миграционные потоки. И у меня даже создается такое впечатление, что за 20 лет соглашения НАФТА, которое также регулирует миграционные потоки, США выправили и экономический рост Канады, и экономический рост Мексики. При этом Канада не потеряла своей идентичности. 

18665 просмотров