Вестник Кавказа

Какие ценности культивируются на постсоветском пространстве?

Директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин рассказал «Вестнику Кавказа» о том, какие ценности можно противопоставить идеям «Исламского государства». Но по его словам, в России культивируется правильный набор ценностей, но это, к сожалению, не воплощается в воспитательных и образовательных программах.

«Та стратегическая линия, которая была заложена в воспитательный процесс в советское время, была с одной стороны приостановлена, изменена в пользу других ценностей. Сегодня есть понимание, что те ценности, так называемые общечеловеческие ценности, не оправдывают тех ожиданий, которые были у населения. В частности страдает чувство патриотизма. Сейчас идет возврат к патриотизму. При этом это чувство абстрактное по-прежнему. То есть любить Родину можно, но при этом нужно понимать, что стоит за этим конкретно, какого рода императивы», - считает Владимир Лепехин.

По его мнению, «так складывается ситуация в мире сегодня, что, с одной стороны, есть вполне конкретные ценности, которые выражаются такими терминами как свобода, демократия, права человека и т. д., то что Запад называет своими, европейскими, западными или евро-американскими ценностями. Когда стоит вопрос о том, какие ценности культивируются в постсоветском пространстве, тут возникает масса вопросов. Можно говорить, что те же самые, что и в мире, то есть на Западе - свобода, демократия, права человека являются ключевыми. Кто-то говорит, нет. Как-то забывается справедливость, которая была в советское время одним из основных паттернов.. Поскольку у населения достаточно большая тяга именно к этому чувству справедливости, а они его не могут найти на Западе, поскольку это не является приоритетом, они ищут его в каких-то других точках мира, например, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, там, где ислам или особенно радикальный исламизм. Это говорит о том, что они эту ценность, справедливость поднимают на своем знамени».

Лепехин считает, что «можно с этим соглашаться или нет, но, по крайней мере, так в СМИ это подается. И поэтому потребность в справедливости проявляется, когда кто-то, молодые люди видят это на Востоке, едут туда. Потом оказываются обманутыми, но, тем не менее, такой тренд существует. Поэтому проблема заключается именно в этом, что нужно отчетливо понимать, какого человека общество хочет видеть, в чем конкретно должен заключаться патриотизм, что такое национальные интересы. Эти ценности должны быть сформулированы как приоритетные для нашего государства, для нашей цивилизации, евразийской. Они должны красной нитью проходить через весь процесс воспитания. Чего, к сожалению, нет. Слишком увлеклись: плюрализм, свобода мнений и т.д. Получается, что при всей этой свободе молодому человеку не за что зацепиться».

«Понятно, что хорошо, что есть выбор, но при этом государство должно проводить какую-то линию и говорить нам, с точки зрения выживания, российской цивилизации важен набор таких приоритетов. В частности, например, справедливость, суверенность, созидательность нашей экономики, нашего образа жизни, солидарность, имеется в виду конструктивное взаимодействие общества и государства. То есть набор ценностей более или менее понятен, но, к сожалению, в воспитательном процессе четко не сформулирован и не воплощен в конкретных образовательных программах», - уверен эксперт.

Кроме того, Владимир Лепехин рассматривает любую религиозную культуру как элемент национальной или цивилизационной культуры: «Поскольку Россия является средоточием группы культур, конфессиональных, национальных, то есть это единство многообразия. Поэтому когда происходит популяризация православной культуры, исламской, то есть традиционных религий, это вполне нормально и естественно. Другое дело, какие-то нетрадиционные культуры, с моей точки зрения, могут играть разрушительную роль, потому что являются чужеродным элементом».

11390 просмотров