Вестник Кавказа

Как формируют гражданскую идентичность

В России формируется федеральная система мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов. Специфика системы заключается в диверсификации источников информации и предусматривает возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах РФ.
На реализацию пилотных проектов по созданию региональной системы мониторинга претендуют 17 субъектов: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край, Татарстан, Камчатский край, Пермский край, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Ленинградская область, Московская область, Нижегородская область, Югра и Крым.
Павел Стариков, исполнительный директор Федерального государственного автономного научного учреждения «ЦИТиС», с которым заключен государственный контракт на формирование системы, рассказал, что ее внедрение будет проходить в три этапа в 2014-2016 годах.

О других мерах, принимаемых государствах в рамках Стратегии государственной национальной политики рассказала председатель совета Ассамблеи народов России Светлана Смирнова: «В прошлом году мы его получили президентский грант, который направлен на формирование общероссийской гражданской идентичности. По всей стране мы проводили окружные семинары с участием представителей органов власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, на которых искали подходы к формированию гражданской идентичности».

По мнению Смирновой, «общероссийская гражданская идентичность не умаляет или не ставит запрет на этническую идентичность, на региональную идентичность. Но для россиян, естественно, на первом плане должна быть общероссийская гражданская идентичность. Что необходимо сделать для этого? Прежде всего, это вопрос воспитания, начиная с семьи. Какой пример мы показываем нашим подрастающему поколению, как мы ведем себя в семье, как отзываемся в семье, пока никто не слышит, о людях другой национальности – это все имеет значение. Практически 20 лет мы жили в либеральных отношениях, когда было сказано, что не нужно воспитательной функции в школе, что не нужно заниматься воспитанием в высших учебных заведениях. Мы забыли о том, что идеология, согласно Конституции, у нас не может быть общероссийской гражданской идеологии государственной. Но в тоже время общечеловеческие ценности, наши традиционные российские ценности, уважение старших, любовь друг к другу, оказание поддержки, солидарность, сотворчество, это же все остается. По сути, Моральный кодекс строителя коммунизма, моральный кодекс это, по сути, 10 библейских заповедей. Вопросы воспитания нужно вводить более организовано в систему детских садов, в систему школьного образования и высших учебных заведений».

9735 просмотров