Хроника полета "Гагарина"

Давид Цукерман специально для «ВК»
Недавно ленты многих известных информагентств пестрели заголовками об отказе национального перевозчика Армении - авиакомпании «Армавиа» - от заказанных ранее российских SeperJet-100, самолетов, считающихся ласточками возрождающегося российского пассажирского авиапрома. Поначалу информация об отказе «Армавиа» от эксплуатации SuperJet казалась неуместной журналистской "уткой" или попыткой злопыхателей раздуть до уровня серьезного конфликта небольшие разногласия между авиаперевозчиком и производителем самолета. Однако, похоже, дело серьезное, и оба SupeJet армянского авиаперевозчика уже длительное время стоят на приколе в подмосковном Жуковском. А ведь еще недавно отношения авиакомпании и производителя самолета можно было сравнить с красивым и многообещающим романом.

Примечательно, что практически сразу после открытия продаж на новый самолет «Армавиа» поспешила стать заказчиком Superjet-100. Такая резвость создавала впечатление, что дела у компании идут "на ура", и потому ей срочно требуется расширять парк. С другой стороны, наличие этого заказа было отличным имиджевым подспорьем и для производителя - ОАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Правда, после того как поставка авиалайнера несколько раз откладывалась, руководство «Армавиа» в лице гендиректора Норайра Беллуяна выражало некоторое недовольство, но все же говорило о том, что относится к происходящему "с пониманием".

21 апреля 2011 года, первый серийный Sukhoi Superjet 100 (серийный номер 95007, регистрационный бортовой номер EK 95015) выполнил свой первый регулярный рейс по маршруту Ереван – Москва под флагом армянского нацперевозчика. Самолету было присвоено имя Юрия Гагарина. Примечательно, что «Армавиа» ввела "Юрия Гагарина" в эксплуатацию в беспрецедентно короткие сроки – через два дня после получения самолета. Это свидетельствует о том, что компания на самом деле остро нуждалась в пополнении парка. Кстати, во время выполнения первого же рейса у "Гагарина" обнаружились проблемы с двигателем…

Несмотря на технические неполадки, что, по мнению экспертов, вполне нормально для нового самолета, руководство "Армавиа" заявляло, что довольно машиной и с нетерпением ждет поставки второго борта. Между тем в ожидании пары "Гагарину" авиакомпания активно использовала уже имеющийся самолет для полетов в западную Европу, ОАЭ и страны СНГ. В общей сложности за год лайнер налетал 1870 часов, выполнив 760 рейсов и перевезя более 48 тыс. пассажиров.

И вот на фоне этой, можно сказать, идиллической картины сотрудничества сначала появилась информация о том, что "Армавиа" отказывается приобретать второй лайнер, а потом заговорили и об отказе от первого самолета. Он на этот момент находился на техническом обслуживании в Жуковском. В это же время пресс-служба "Армавиа" распространила информацию о том, что авиакомпания решила приобрести один Airbus - А320 и два самолета Boeing 737-700 и 737- 800. Кроме того, руководство "Армавиа" сетовало на неудовлетворенность сотрудничеством с ГСС. Так, говорилось о неадекватной стоимости запасных частей и не проработанной схеме финансирования поставок техники.

Поначалу руководство "Гражданских самолетов Сухого" воздерживалось от каких-либо комментариев, по всей видимости, рассчитывая урегулировать ситуацию миром. При этом официальный представитель ГСС Андрей Муравьёв подтвердил, что оба самолета "Армавиа" находятся у ГСС. Он отметил, что никаких официальных документов об отказе авиаперевозчика от контрактных обязательств в адрес производителя не поступало. Но уже спустя несколько дней вице-президент по финансам ГСС Евгений Коньков выступил с более жестким заявлением, в котором отметил, что в соответствии с контрактными обязательствами у производителя есть все возможности предъявить "Армавиа" неустойки как по первому, так и по второму самолетам. Касательно суммы Коньков отметил, что для армянского перевозчика "с учетом его финансового положения ее размер будет существенным".

Практически сразу после указанного вице-президента ГСС в СМИ стала просачиваться неподтвержденная информация о том, что ГСС произвел обратные взаиморасчеты за первый самолет, удержав с "Армавиа" миллион долларов, в который оценен ремонт. О том, что стороны не спешат решать вопрос конфронтационно, говорит и то, что за взаимными упреками не последовало серьезных действий. Так, нет никаких официальных претензий со стороны "Армавиа" или ГСС, авиастроитель также воздержался (по крайней мере, на сегодняшний момент) от реализации угроз по наложению ареста на самолеты авиакомпании, выполняющие рейсы в российские города.

Большинство аналитиков сходится во мнении, что отказ "Армавиа" от эксплуатации SuperJet в первую очередь связан с экономическим положением самого перевозчика. У всех на слуху ситуация, когда компании было отказано в праве на осуществление полетов в Россию из-за долгов по аэронавигационному обслуживанию, а ведь сумма долга недотягивала даже до 200 тыс. долларов. Кроме того, в минувший четверг с новой силой разгорелись споры авиакомпании с ереванским аэропортом "Звартноц". Причиной конфликта, предыдущая стадия которого завершилась перемирием еще в марте, стали долги "Армавиа". Вместе с тем, в последние дни в СМИ появилась информация о том, что владелец авиакомпании Михаил Багдасаров намерен продать ее неким итальянским инвесторам. Время покажет, поможет ли взлету "Армавиа" сброс лишнего, по мнению ее руководства, балласта в виде SuperJet.

Что касается будущего самого самолета, то, по мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, "ошибки неизбежны, и люди должны сделать работу над ними. Как сказал эксперт в интервью газете Deutsche Welle, "у всех без исключения производителей отладка нового лайнера занимает не дни и даже не месяцы". Окончательный вывод о пригодности самолета, по мнению специалиста, можно будет сделать лишь через пару лет его эксплуатации в "Аэрофлоте", то есть к 2013 году. Который, к слову, 17 сентября пополнил свой парк уже десятым SuperJet-ом.

В любом случае, не стоит искать в произошедшем элементы политики. Перед нами всего лишь классический пример спора хозяйствующих субъектов. Вместе с тем то, что и та, и другая сторона при его возникновении стали обмениваться взаимными претензиями через СМИ, говорит о том, что к продаже и покупке самолетов, собственно как и к любой сделке, нужно подходить со всей серьезностью - без ненужной спешки и не полагаясь на дружеские отношения. И не питая надежд на то, что в случае чего "договоримся – свои люди".
12655 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.