Одним из мотивов действий Москвы на Украине в последние месяцы была объявлена попытка воспрепятствовать разгулу там национализма. Причины происходящего в этой сфере и на Украине, и в России попытался описать исполнительный секретарь Ассоциации историков Второй мировой войны Национального комитета российских историков Юрий Никифоров.
"На Украине целое поколение молодежи получало те учебники, которые формировали украинскую идентичность с опорой на некие исторические мифы о древности укров, о том, что это особая арийская [нация], противостоящая русским. Главная идея была, что украинцы это не русские", - сетует историк.
На вопрос, может ли такая опасность угрожать России, Никифоров отвечает утвердительно: "Может! Если соответствующие деньги будут закачены, или если мы будем попустительски относиться к тем псевдоисторикам или интернет-ресурсам, где, например, людям рассказывают, что казаки – это свободолюбивый народ, а русские – потомки рабов, что казаки, которые живут у нас на Дону и на Кубани, это не русские, это люди, никогда не знавшие рабства. В интернете есть такие ресурсы, и журналы есть, которые издаются за государственный же счет в России. Этнический казачий журнал, который призван объяснить молодежи на Дону и на Кубани, что казаки – это некий этнос с особыми древними корнями, что казаки были аж в VI веке".
Историк считает эти факты аналогичными мифологии, которая была последовательно реализована на Украине для воспитания украинской идентичности с опорой на бандеровских героев, а не на тех, кто брал Берлин в составе Красной армии. "То же самое может быть реализовано и реализуется, если мы считаем, что история – удел историков, а не общества в целом. Если мы не можем профессионально противодействовать проектам по подготовке "цветных" революций и дестабилизации обстановки, то получается, что история – просто игра, забава".
Однако, по мнению Никифорова, история - эффективное средство управления социумом, средство стравливания тех или иных социальных групп, натравливания людей друг на друга, разжигания конфликтов, как в религиозной, как в национальной, по иной плоскости. "Это имеет характер не сиюминутных лозунгов, а должно быть подготовлено. А потом уже их можно бросить в толпу. Эти технологии являются логическим продолжением того, что выращивается в течение 10-15 лет".
"Российские историки в последние 20 лет находились в гораздо более легком, привилегированном положении, чем историки, например, в Молдавии, где действительно идет борьба за души людей, где отстаивание идеалов правды и достоверности сопряжено с серьезными проблемами, которые могут у человека возникнуть на работе или даже на улице, - убежден Никифоров. - Современность настолько включила исторические построения в сферу информационной войны, что коллегам в других странах остается только посочувствовать. В связи с событиями на Украине становится очевидным, что антикоммунизм, антисоветизм, то, что было, по сути, опорой идеологии в России в 1990-е, это просто прикрытие русофобии… Современные события показывают, что под маской антикоммунизма обязательно скрывается это "мурло" национал-фашизма".