Президент США не планирует использовать американские сухопутные войска в Ираке и Сирии для борьбы с боевиками террористической группировки "Исламское государство", заявил вчера пресс-секретарь Белого дома. Ранее Барак Обама изложил свою стратегию борьбы с "ИГ", заявив, что террористическая группировка будет уничтожена благодаря авиаударам на Ближнем Востоке, а также усилению поддержки сил безопасности Ирака и умеренной сирийской оппозиции. Кроме того, США хотят создать международную коалицию по борьбе с "ИГ".
Однако оптимизм Обамы в Москве не разделяют. Так, по словам, руководителя Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, "важным фактором является то, что Турция не будет участвовать в военных операциях на территории Ирака. И ни одна из ее баз не будет использоваться коалицией для военных целей. Здесь [президент Турции Реджеп Тайип] Эрдоган в очередной раз продемонстрировал Обаме, что у Анкары свой курс. Турция, конечно, член НАТО, но она будет сама решать, в какой мере она отвечает за американский проект".
Иран, по мнению Сатановского, будет действовать исключительно в пограничной полосе: "Очень серьезные дискуссии ведутся о том, стоит ли Ирану так серьезно, как Корпус стражей Исламской революции хотел бы, помогать обороне Багдада. Жесткие дискуссии идут между президентским офисом и Корпусом стражей Исламской революции. Но Иран никаких глубоких заходов на иракскую территорию осуществлять не будет".
Что касается России, то, по словам эксперта, "для нас существенный характер имеют те 2000 боевиков с территории РФ, которые там воюют достаточно давно вместе с Умаром аш-Шишани (Умаром Чеченским) - порядка 1500 чеченцев, около 200 дагестанцев, 150 человек с территории Кабардино-Балкарии".
Среди представителей из других стран, воюющих за "ИГ" Сатановский назвал выходцев из Центральной Азии, включая уйгуров, которых настолько много, что управление общей разведки Иордании вынуждено сейчас наладить постоянные контакты и связи с китайской госбезопасностью, которая занимается Движением за освобождение Восточного Туркестана.
На стороне "ИГ" воюет около тысячи боевиков из Великобритании, примерно такое же количество из Франции, более пятисот из Германии. "Образование не только в Великобритании, но и в Германии шариатских зон, куда полиция старается не заходить, говорит о том, что эта проблема очень серьезная. Существует сотни тысяч, если не миллион европейцев с европейскими паспортами, которые вполне являются базой для радикального исламизма", - полагает эксперт.
По его мнению, осложнит ситуацию также уход войск коалиции из Афганистана. "Туркменские талибы атакуют границу Туркменистана. У [президента Туркмении Гурбангулы] Бердымухамедова все было спокойно с исламистами, видимо, по наследству от предшественника Туркменбаши он поддерживал с талибами очень спокойные, рабочие отношения. Сегодня эти спокойные отношения не поддерживаются… Понятно, что в Киргизии посольства Катара и Саудовской Аравии не случайно были открыты полтора года назад. Если есть "арабская весна", почему не должно быть "центрально-азиатской весны"? Во что это перерастет, сказать очень трудно. Однако очевидно, что все государства на Ближнем и Среднем Востоке, как минимум в его арабской части, на сегодняшний день под большой угрозой. Чем это кончится для мирового сообщества, предсказать нельзя".