Вестник Кавказа

"Горячий мир" на Украине


Украинские власти и ополченцы на юго-востоке страны продолжают обвинять друг друга в новых военных наступлениях в регионе. Ситуация обострилась после проведения выборов глав самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР. Мнения экспертов по поводу того, кто заинтересован в продолжении военных действий на Украине, расходятся.

По словам заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдана Безпалько, сейчас "партии мира" ни среди украинского правительства, ни среди украинских парламентариев нет: "Даже Оппозиционный блок, который условно можно назвать оппозицией и противовесом нынешнему националистическому истеблишменту Украины, тоже в определенной степени выступает как сторонник унитарного украинского государства, то есть как сторонник "партии войны".

Безпалько уверен, что Украина окончательно потеряла субъектность: "Даже выход из формальных минских соглашений, которые не привели ни к чему кроме того, что было формально заключено перемирие, не соблюдавшееся ни одного часа, демонстрирует тот факт, что украинская элита по сути не управляет этими процессами. Этими процессами управляют совершенно другие силы. И украинские парламентарии, и украинские представители высшей законодательной и исполнительной власти исполняют роль мяча, по которому просто бьют игроки".

Эксперт считает, что внешнеполитические игроки заинтересованы в создании коалиции на Украине: "Они заставят киевские власти пойти на коалиционное соглашение. А дальше будет не очень благоприятное для Донбасса и для РФ развитие ситуации в том отношении, что сейчас Украина хотела бы в лице Порошенко, Яценюка и остальных представителей осуществить военный вариант давления на Донбасс, но у нее для этого просто нет ресурсов. Остается накопить эти ресурсы и потом попытаться заново осуществить этот вариант при международной, дипломатической и политической поддержке".

Что касается дальнейшего переговорного процесса, то, по мнению эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, на сегодняшний момент минский формат в целом исчерпан, прямых переговоров Киева с руководством ДНР и ЛНР не будет, и переговорный процесс не продуктивен, пока США и Россия не придут к общему мнению. "В войне действительно никто не заинтересован. Часть украинской "партии войны" заинтересована "горячем мире", в том, чтобы постоянно провоцировать и постоянно исследовать позицию России по данному вопросу. И части людей в Киеве, и большинству людей в Вашингтоне очень интересно, как будет реагировать Россия на тот или иной вызов, на тот или иной формат ситуации".

Консультации по формированию нового коалиционного кабинета министров Украины начались сразу же после окончания парламентских выборов. Блок Петра Порошенко, "Народный фронт" Яценюка, опередивший на парламентских выборах партию президента, а также "Самопомощь" мэра Львова Садового при создании коалиции получат большинство в 246 голосов даже без участия самовыдвиженцев. Будет ли коалиция сформирована из заявленных трех партий или в коалиционное правительство пригласят и другие политические силы, покажет время.
“Я слышал такую замечательную формулу, что Порошенко – это партия мира в условиях войны, а Арсений Яценюк – это партия войны в условиях мира. Яценюк не будет начинать войну, но будет постоянно говорить о том, что ни шагу назад. Порошенко же будет говорить о мире, но не препятствовать тем, кто постоянно пытается говорить или делать то, что приводит к естественному подогреванию ситуации на востоке Украины", - считает Брутер.

По его мнению, воздействие посольства США на конструкцию будущего украинского правительства нельзя недооценивать. Во-первых, потому что посольство крайне заинтересовано в том, чтобы коалициада прошла мирно и быстро. Во-вторых, потому что только США могут призвать обе стороны к взаимным уступкам, взаимным жертвам. В рамках этого соглашения каждой стороне придется пойти на уступки.

Что касается участия в украинском процессе США, Владимир Брутер подчеркивает, что "позиция Обамы изначально была гораздо более миролюбивой, чем позиция его администрации. Но демократы в течение ближайших двух лет будут стараться максимально дистанцироваться от своего президента, а что касается республиканцев, об этом даже речи уже не идет. Поэтому дискурс, с которым будут выступать американские политики, будет по отношению к России максимально жестоким. Этот дискурс будет транслироваться через украинское руководство и переходить в определенную систему решений, которая будет принята по данным вопросам. Каковыми они будут, пока сказать сложно".

Брутер полагает, что ситуация "горячего мира" и постоянного провоцирования России сохранится, чтобы показать, что Россия не в состоянии решить этот вопрос в одиночку, что она не находит и не может найти поддержку у мирового сообщества, конкретно у Запада, и поэтому должна пойти на односторонние уступки и фактически уйти из этого региона с тем, чтобы потом возможно в каком-то очень ограниченном виде вернуться и под серьезным присмотром: "Эта система взглядов была выставлена с самого начала. Вопрос только в том, что меняется определенным образом ситуация, она переходит в более активную, в менее активную форму, но отношение США к кризису и отношение США к России не будет претерпевать в рамках этого кризиса каких-то существенных изменений, по крайней мере до президентских выборов".

9385 просмотров