Генпрокуратура и МВД Грузии отчитали президента

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Генпрокуратура и МВД Грузии отчитали президента
© Фото: Сайт президента Грузии

Где еще на пространстве СНГ (куда Грузия не входит с 2008 года, но ментально остается его частью) Генпрокуратура и МВД позволяют себе публично не соглашаться с позицией президента и даже упрекнуть главу государства в том, что его заявления безосновательны? Оказывается, Грузия и идет впереди всего постсоветского пространства – здесь уже несколько дней бушует громкий скандал в связи с обнародованием переписки между Генпрокуратурой и президентом.

12 июля Генпрокуратура направила в администрацию президента конфиденциальное письмо с просьбой снять гриф «секретно» с документов о трате госсредств через специальный фонд Службы госохраны. Разумеется, деньги тратил не нынешний, а предыдущий президент – Михаил Саакашвили. Он и засекретил документы. Депутаты от правящей коалиции «Грузинская мечта» утверждают, что экс-президент дарил дорогие колье своим фавориткам, делал себе инъекции препарата «Ботекс», чтобы снять с лица морщинки, и кутил за госсчет в барах Дубая вместе с ближайшим окружением.

Прокуратура усмотрела в этих действиях (особенно в части подарков молодым девушкам-членам парламента от Единого национального движения) признаки растраты госсредств, то есть уголовного преступления и собиралась официально предъявить Саакашвили обвинение. Оно стало бы уже третьим после возбуждения уголовного дела за организацию избиения депутата Валерия Гелашвили, оскорбившего в интервью его жену Сандру Руловс, и разгон оппозиционной демонстрации 7 ноября 2007 года.
Однако для выдвижения нового обвинения необходимо рассекретить документы. Иначе следственные мероприятия и судебное разбирательство становились невозможным. Снять гриф «секретно» может только действующий глава государства, но Георгий Маргвелашвили не ответил прокуратуре ни на первое, ни на второе письмо, написанное 6 августа. Тогда прокуратура решила обнародовать свои письма в адрес президентской администрации, обвинив тем самым главу государства в саботировании расследования уголовного дела в отношении экс-президента.

Только после этого Маргвелашвили подписал указ о рассекречивании документов госохраны, но тут же обратился в МВД с требованием наказать прокуроров, обнародовавших переписку, поскольку, она была конфиденциальной, а значит тоже относилась к государственной тайне.

Поведение прокуратуры президент назвал «возмутительным». Но в Генпрокуратуре и МВД заявили, что обнародованная информация не была тайной. Сейчас юристы и представители НКО до хрипоты спорят о том, кто же прав в этой дискуссии - глава государства или два важнейших правоохранительных орган. У всех сторон есть юридические доводы, а юристы могут бесконечно долго приводить аргументы, основываясь на различной интерпретации тех или иных конституционных и законодательных норм.

Здесь важна политическая сторона. Генпрокуратура и МВД в Грузии подчиняются не президенту, а премьеру. Именно он назначает и освобождает от должности руководителей этих ведомств. Бюрократы всех уровней (в том числе в силовых ведомствах) тонко чувствуют, что между президентом и премьером идет уже открытая борьба. Соперничество проявляется во всем: от полномочий главы государства предоставлять гражданство иностранцам, до права подписи под документом об евроасоциации.

Впрочем, премьер все более успешно сокращает президентские полномочия, опираясь на парламентское большинство. А глава государства отвечает, как может. Но после очередной такой попытки, когда Георгий Маргвелашвили, несмотря на предвыборные обещания, все таки переехал жить в «авлабарский дворец», построенный президентом Саакашвили (хотя раньше называл его «гнездом разврата»), фактический руководитель страны, миллиардер Бидзина Иванишвили разразился гневной тирадой, назвав поведение своего ставленника «совершенно недопустимым своеволием и изменой декларируемых принципов». Эта тирада Иванишвили и стала «отмашкой» для всех ведомств больше не церемониться с президентом и жестко отвечать на любую критику.

Причем Маргвелашвили вновь пришлось уступить: ведь он рассекретил документы, хотя явно не хотел этого делать. Почему не хотел – другой вопрос. Возможно из «корпоративной солидарности» с предшественником и осознания того, насколько тяжела «шапка Мономаха» в Грузии.

9210 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.