Продолжение темы. Начало см. Тюркский народ христианского вероисповедания.
Гагаузы – это синтез узов (части огузов), печенегов-огузов и кыпчаков. На смешанное происхождение гагаузского этноса указывали многие исследователи разных стран. Среди них: русский историк П. Голубовский ("Печенеги, торки, половцы до нашествия татар", Киев, 1884); румынский ученый гагаузского происхождения М. Губогло ("Gagauzii in lumina istoriei", Bucurejti, 1938–1940); турецкие исследователи Мустафа Екинджикли ("Tiirk Ortodokslar" Kayseri, 1990, s. 83–86); Гюллю Йологлу ("Bucakdan Sesler", Ulduz, S. 1,1989, s. 56) и другие. Этой точки зрения придерживаются и многие современные исследователи гагаузской национальности. Древними предками гагаузов являются печенеги, узы и кыпчаки. Главный их компонент – узы (часть огузов). Процесс формирования этногенеза гагаузского народа прошел несколько последовательных этапов.
Первый этап. Начался он на берегах реки Сырдарья и Аральского моря в начале VIII века. До распада (1000–1010 гг.) огузского государства Ябгу все 24 рода племени Огузов развивались на собственной основе. Тюрки племени огузов, в состав которого входили также печенеги и узы (часть огузов), постоянно кочевали в пределах своих территорий. Как кочевники, они оказывали друг на друга незначительное влияние. Правда, когда между ними происходили войны, побежденный клан покидал места своего обитания и искал новые пристанища. Часть побежденного клана оставалась на прежнем месте. Со временем он окончательно переваривался в котле победителя. Шел крайне медленный процесс синтеза разных частей когда-то общего древнего народа.
Второй этап формирования этногенеза гагаузов. В 775–785 годах узы (часть огузов) вынудили печенегов откочевать за реку Урал, захватив остатки печенежского населения. Главным же толчком к переселению печенегов стали военные действия (889–902 гг.) против них объединенных сил узов-огузов и хазар. Покинутые ими территории и оставшееся печенежское население захватили узы-огузы. Так продолжалось смешение узов-огузов с печенегами-огузами и началось формирование гагаузского этноса на базе двух компонентов – узского и печенежского. Этот процесс усилился после распада огузского государства Ябгу. Оставшееся печенежское население смешивалось с узами, в основном, на берегах рек Урал и Волга. Субъектом действия были узы.
Третий этап формирования этногенеза гагаузов. Он неразрывно связан с политической историей печенегов, узов, кыпчаков с историей Киевской Руси и значительной частью южной территории современной Республики Молдова. Киевская Русь впервые подверглась нашествиям передовых отрядов печенегов в 915 году. О существовании узов, как народа, в Киевской Руси узнали в 985 году после похода князя Владимира I на волжских булгар. Его сопровождала узская конница. По всему маршруту движения печенегов с берегов Урала до границ Руси, которые узские кочевники достигли в 1035–1036 гг., остатки печенежского населения смешивались с узами. Процесс этногенеза гагаузского этноса еще больше усилился на основе узского и печенежского элементов. И в этот период, продолжавшийся до конца 1064 года, на территории Руси и Буджака субъектом действия оставались узы. В сентябре того года они достигли берегов Дуная, а печенеги к тому времени уже властвовали на значительной части Балканского полуострова.
Четвертый этап формирования гагаузского этноса. Его началом можно считать вторую половину XI века. Этот этап неразрывно связан с политической историей народов Балкан и их взаимоотношениями с тюркскими кочевниками – печенегами, узами и кыпчаками (половцами, куманами). На Балканском полуострове субъектно-объектные отношения между тремя группами этносов не претерпели серьезных изменений. По подсчетам болгарского профессора В. Н. Златарски, даже при огромных потерях узов в бесконечных столкновениях с византийцами и печенегами, а также от болезней в конце XI века их на Балканах оставалось больше, чем печенегов и кыпчаков. Процесс этногенеза гагаузского этноса продолжался на базе трех компонентов – печенегов, узов и кыпчаков. По утверждению авторов энциклопедии "AnaBritannica" (т. 17, с. 496), в конце XII века печенеги полностью растворились. Смешение узов происходило, в основном, с кыпчаками, потомки которых имели большой вес в общественно-политической жизни Болгарии. Однако влияние кыпчаков на узов и печенегов имело разрушительный характер. К такому выводу приходят некоторые исследователи. Этот этап формирования гагаузского этноса продолжался до середины XIII века, когда в 1241–1242 годах татаро-монголы предприняли в Центральную Европу второй поход.
Пятый, окончательный, этап формирования гагаузского этноса завершился с созданием гагаузского государства "Добруджа" (1346 г.) и принятием всеми гагаузами христианства. Его характерной чертой была относительно спокойная консолидация гагаузского общества на базе узского и кыпчакского (куманского) компонентов. С этого периода усилилось влияние болгар и греков на жизнь гагаузов, особенно первых. После завоевания (1391 г.) османами столицы Гагаузского государства города Варна особых изменений в развитии гагаузского этноса не произошло: ни положительных, ни отрицательных. За все годы своего господства на Балканах султанские власти не выделяли гагаузов среди других этносов. Они фиксировали их сначала как немусульмане, а затем как болгар, греков, русских ("Исламская энциклопедия", 1996, т. 13, с. 289). Султанское правительство оставило гагаузов на произвол греческих и болгарских священников. В ту эпоху гагаузы издавали книги на родном языке с использованием греческого алфавита.
Шестой этап в истории этногенеза гагаузов. Он начался в конце XVIII – начале XIX веков. Его можно назвать укреплением исторических корней гагаузского специфического этноса, на который постоянное влияние стали оказывать славянские и романские народы. Этот этап подразделяется на подэтапы: русский -1812–1918 гг.; румынский -1918–1944 гг.; советский -1944–1990 гг.; дата создания гагаузской автономии (23 декабря 1994 г.) – по настоящее время. На всех этапах формирования и укрепления гагаузского этноса в жизни гагаузов особое место занимало христианство.
Вывод. Гагаузы – это смешанный этнос. Он состоит из синтеза узов, печенегов и кыпчаков. Его ядром являются узы. Эта часть огузов после распада Огузского государства Ябгу с берегов реки Сырдарья взяла курс на Балканы, пройдя через Киевскую Русь. Русский этнограф XX века В. А. Мошков писал, что гагаузы являются «внуками огузов» (узов – Ф. А.), переправившихся в 1064 году на правый берег Дуная и обосновавшихся на Балканах (см. «Турецкие племена на Балканском полуострове»).
В гагаузах больше печенежского, чем кыпчакского. Узы и печенеги говорили на двух очень близких тюркских диалектах одного и того же племени – огузов. Начиная с X века, узы по отношению к печенегам выступали как субъект действия. Они на протяжении многих десятилетий насильно выталкивали печенегов на запад. Та часть печенегов, которая отказывалась откочевать на Балканы, «переваривалась в узком котле». Отметим, что узы довольно лояльно относились к отказникам печенегов, хотя до этого они не одно десятилетие вели войны с родом печенегов.
Узов отличает от кыпчаков, прежде всего, язык. Кыпчакский язык, как отмечалось, относится к другой группе тюркских языков. Смешение узов с кыпчаками происходило, в основном, на Балканском полуострове. По утверждению болгарского историка гагаузского происхождения Атанаса Манова, на нынешней территории Болгарии одна часть кыпчаков объединилась с узами – христианами. Другая часть кыпчаков слилась с печенегами-мусульманами, которых позже стали называть «гаджалами». Но на один вопрос автор не дает ответа: когда и где эта часть печенегов приняла ислам? Судя по всему, это произошло под влиянием сельджуков – сторонников султана Кейкавуса II и татар. При смешении печенежские элементы оказались более прочными, чем кыпчакские. Свидетельством тому является почти идентичность языков гаджалов и гагаузов, ядром которых являются узы.
По всему маршруту движения каравана Средняя Азия – Балканы узы вели более замкнутый образ жизни, чем печенеги и кыпчаки. Если не считать ту часть печенегов-отказников откочевать на Балканы, которые добровольно смешивались с узами, узы особо не допускали к себе другие этносы. Это касалось и болгар на территории Балканского полуострова. Такая практика их жизни позволяла им сохранить не только свой язык, но и самих себя, как новый специфический этнос.
Ядро (узы) предков современных гагаузов восходит к роду кайы племени Огузов. Турецкий историк Фарук Сюмер утверждает, что часть огузов рода кайы, названных узами, откочевала с берегов Сырдарьи через Волгу на запад, а другая часть осталась на месте и влилась в состав туркмен («Oguzlar», istanbul, 1999, s. 240). «Свидетельством того, что предки гагаузов восходят к роду кайы, является множество географических названий на Балканах, связанных с этим родом», – отмечают авторы энциклопедии «AnaBritannica» (т. 13, с. 108). Эти названия могли быть связаны только с узами-огузами, откочевавшими на Балканский полуостров из Средней Азии. Со временем многие оставшиеся на берегах Сырдарьи узы рода кайы через Иран откочевали в Малую Азию. Слово «кайы» в древнетюркском языке означало «силу, мощь». К этому роду относился также клан османов, основавших в 1299 году небольшое княжество, которое со временем переросло в могущественную Османскую империю.