Вестник Кавказа

ЕАЭС: излишний оптимизм неуместен

Через три с половиной месяца граждане России, Белоруссии, Казахстана (с Арменией пока непонятно) будут жить в Евразийском экономическом союзе. За годы подготовки к созданию объединения много говорилось о том, какой эффект он даст для населения стран-участниц, однако сегодня эксперты предостерегают от излишнего оптимизма, хотя и настаивают - альтернативы ЕАЭС нет.

Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов призывает более созидательно подходить к проблеме Евразийского экономического союза: "В России экономический рост близок к нулевому, а в соседних государствах проходит серьезная намеренная девальвация национальной валюты. Непростая экономическая ситуация в Белоруссии".

"Мы должны будем создавать новые экономики нашего единого цивилизационного пространства, восстанавливать технологический суверенитет. Конечно, здорово, что компании Daewoo, Volkswagen, Nissan, Renault создают у нас автомобильные заводы. Я помню, в 1997 году в Малайзии мне рассказывали, что у них появилась первая машина на базе Mitsubishi, и малазийцы были очень счастливы, что у них уже есть свой автопром. Конечно, можно гордиться тем, что сами Volkswagen и Daewoo и к нам приезжают, но, как показывают те же самые санкции и ситуация с обрубанием технологического трансфера в нашу российскую цивилизацию, без собственного технологического суверенитета Евразийский экономический союз несостоятелен", - считает Крупнов.

При этом эксперт призывает понимать, что "решение 29 мая подписать базовые соглашения по Евразийскому экономическому союзу -  вопрос жизни и смерти, потому что мы создаем все-таки предэкономический союз для того, чтобы строить на постсоветском пространстве новую экономику. Это будет очень тяжелый и мучительный процесс. Но альтернатива ему, как показывают события Грузии 2008 года, трагедия, которая сейчас развертывается на Украине -  полная смерть суверенитета наших государств".

По мнению Крупнова, "президенты Путин, Назарбаев и Лукашенко говорят о том, что это концентрация сил перед огромной серьезной созидательной работой на ближайшее десятилетие. Евразийский экономический союз еще надо построить. Нам нужны сквозные технологические индустриальные проекты. В Казахстане термин "форсированная индустриализация" является банальным, а в России об индустриализации говорят три года, слово "форсированная" многим покажется чудовищным, поскольку очень либерализованное сознание. В этом году после после развала Советского Союза у нас великое достижение - наконец-то обсуждается легально (а не подпольно) закон о промышленной политике, то есть термин "промышленная политика" перестал быть ругательным".

"У нас колоссальные перспективы, нужно понимать, что без нашего совместного строительства будет гибель наших государств и наших суверенитетов. В этой рамке безопасности и нужно выживание в высшем смысле слова", - уверен Крупнов.

С ним согласен и директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин: "Благодаря политологическому центру «Север-Юг» в июле в Казахстане прошла конференция, где была представлена модель экономического развития на перспективу. Она дает представление о том, как будет развиваться Евразийский экономический союз. В Казахстане всё делается в рамках индустриального плана, который был принят в 2010 году, и которого, к сожалению, в России пока нет. Там обсуждалась такая тема: "Сырьевая ориентация страны – благо или зло?" Существует точка зрения, что сидеть на сырьевой игле плохо. Но это плохо, когда все сырье вывозится, вместо того, чтобы перерабатываться в стране. Добром сырье становится тогда, когда это связано с индустриальным планом развития. В Казахстане это происходит. Поэтому мы уже начинаем видеть эти плюсы, если внимательно смотреть".

По словам Лепехина, "с одной стороны у нас происходит сокращение товарооборота, это связано с проблемами на Украине, с другой стороны есть первые шаги, свидетельствующие о том, что в долгосрочном плане интеграция даст большой экономический эффект. Если внимательно смотреть по структуре экономики, анализировать цифры, мы видим, что происходит разворот в сторону активизации индустриального развития Казахстана, Белоруссии, России. Это происходит за счет Казахстана, поскольку он опережают Россию и Белоруссию в плен выработки оптимальной модели".

9375 просмотров