Вестник Кавказа

Безальтернативный транзит

Происходящее на Украине создает России много проблем - и гуманитарных, и экономических, и политических. О некоторых из них и о путях их решения рассказали «Вестнику Кавказа» российские эксперты.
Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев считает, что Россия вовлечена в украинские проблемы, но не надо думать, что украинские войска смогут вторгнуться на территорию РФ, идя за ополченцами. Этого никто им не позволит. «Как бы ни сложилась ситуация в Новороссии, даже если она сложится печально, то никто Украине Крым не отдаст. С этой точки зрения Россия несет свою ношу, каждый день принимая тысячи беженцев. И даже если ополчение разобьют, Россия будет продолжать принимать этих беженцев, может быть, даже в большем количестве», - заявил Евсеев «Вестнику Кавказа».

По его мнению, «на Западе только и ждут того, чтобы Россия вмешалась в конфликт и разгромила украинскую армию. Россия для этого имеет все возможности, и она может достаточно быстро и эффективно это сделать. Но Россия не собирается воевать с украинским народом, даже если его возглавляет хунта, которая сейчас умерщвляет собственных людей».

Основной проблемой России в связи с происходящим на Украине Евсеев считает беженцев, «которые могут пойти на территорию России уже не в количестве тысяч, а в количестве сотен тысяч, от крайне бездарного руководства страны со стороны Петра Порошенко и правительства. Он толкает страну в экономическую катастрофу. Миллионы людей могут остаться не только без работы, без еды и света. В этих условиях многим украинцам придется поневоле бежать на территорию РФ».

Что касается украинской экономики и экономических отношений Киева и Москвы, то эксперт-экономист, глава думского комитета по энергетике Иван Грачёв настроен оптимистичнее военного эксперта Евсеева. Грачёв против сворачивания практических контактов с Украиной. Речь идет главным образом о невозможности сворачивания энергетического сотрудничества. «Если это произойдет, то там сразу появится топливо [американской электротехническая и ядерной компания] «Вестингауз», и риски класса Чернобыля. Попытки перестроиться, которые применялись в Чехии и на Украине приводили к катастрофическим ситуациям, из-за того, что физико-механические свойства и геометрия совершенно иная».

Россия, по мнению Грачёва, объективно заинтересована и в продолжении газовых поставок через Украину: «80 миллиардов кубометров никуда не спрячешь до 2018 года. Они в Европу идут исключительно через Украину. Территория, через которую проложена труба, во всех вариантах будет проходить через Украину. Поэтому придется договариваться с таким правительством Украины, какое есть. Объективно и мы, и Европа все равно никуда не денемся от транзита. У России на него в значительной степени завязан бюджет».

Недружественное отношение нынешней киевской власти к России не отменяет географического соседства. «Следовательно, - думает Грачёв, -мы заинтересованы, чтобы у них там не было и социальной катастрофы. Уже полмиллиона беженцев к нам пришло. Это серьезная нагрузка, в том числе, и на налогоплательщиков страны. Мы объективно не заинтересованы в том, чтобы там рабочие места исчезали, чтобы конфликт продолжался. Надо пытаться как можно больше практических совместных проектов. Причем, поскольку самим украинцам, их власти сейчас с нами договариваться будет чрезвычайно тяжело, они неадекватно и необъективно воспринимают ситуацию, то надо заключать тройственные соглашения там, где интересы Европы и России совпадают. Они совпадают и в энергетике – это просто взаимодополняющие системы. Они совпадают и в атомной энергетике, потому что Харьков делает для наших атомных блоков турбины, Siemens поставляет автоматику».

Что касается перспектив «Южного потока», то Грачёв 80-90% уверен, что проект будет реализован: «Он объективно он категорически выгоден Европе… Они гарантированно будут получать газ, и колебания на Украине или в каких-то других местах кардинального значения для Европы не имеют. Причем это не заставляет отказываться от украинских труб. Болгария, например, с точки зрения политической и экономической обстановки не лучше и не хуже, чем Украина. Она в перспективе может создавать точно такие же проблемы, если основной поток будет переброшен через нее».

Грачёв считает, что «Южный поток» безусловно выгоден Европе, и европейский бизнес на 100% это понимает. «Невыгодно, наверное, тем американских командам, которые хотели купить украинские трубы полностью и целиком, отодвинув и Россию и Германию. Все басни о снижении потребления углеводородов в Европе баснями и останутся, а реально расширить энергопоставки кроме России никто в серьезных масштабах не может. Нужны и «Южный поток», и украинские трубы, и «Северный поток»».

 

8420 просмотров