Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.
На XVII съезде Коммунистической партии Азербайджана в январе 1949 г. в своем Отчетном докладе руководитель партийной организации республики М.Д. Багиров, признавая регулярное невыполнение плана добычи нефти на суше, главной причиной посчитал отставание в проведении геологоразведочных работ. При этом он все же вынужден был говорить, что на это «своевременно нами не было обращено должного внимания». Другой причиной невыполнения плана он считал недостатки в деле «отбора наилучших, проверенных людей». Именно слабой работой руководителей и специалистов он объяснял бездействующие скважины, низкую технологическую дисциплину, аварии и простои, неэкономное расходование средств. Багиров отметил наличие «бесхозяйственного, негосударственного отношения к народному достоянию со стороны многих руководящих работников нефтяной промышленности, и не только нефтяной промышленности». И добавил при этом: «Сказанного достаточно для того, чтобы потребовать от руководителей объединений, трестов, промыслов, заводов и других предприятий нефтяной промышленности покончить с этими антигосударственными явлениями».
Видимо, руководитель Азербайджана налаживание необходимой работы в нефтяной промышленности связывал с личной отдачей работников, при этом каждую ошибку, промах руководителей и специалистов он пытался объяснить антигосударственными, по сути, политическими помыслами. Он как бы продолжал прежнюю линию в объяснении хозяйственных неудач происками вражеских элементов. Конечно, Багиров все же не забывал отметить заботу партии и правительства, лично товарища Сталина и, конечно же, «повседневную помощь азербайджанским нефтяникам… верного соратника великого Сталина – Лаврентия Павловича Берия, который непосредственно занимается вопросами нефти».
Спустя три года, на ХХIХ съезде Компартии Азербайджана в сентябре 1952 г., Багиров вновь вернулся к теме недостатков в развитии нефтяной промышленности Азербайджана. Он был вынужден констатировать, «что рост добычи нефти за последние годы идет главным образом за счет морских месторождений. Мы до сих пор, – говорил он, – не добились должного перелома и не создали условий для ежегодного роста добычи нефти на суше». И здесь он привел массу данных о невыполнении плана по бурению, разведочным работам. И опять-таки вина за все это была взвалена на конкретных людей. Их имена – известных тогда руководителей и специалистов – были названы. О них было сказано, что они оказались «людьми случайными, которые своим несоветским поведением вызывают по отношению к себе сомнения, люди ныне разоблаченные и снятые». Он добавил, что это преступные элементы, втесавшиеся в коллективы нефтяников.
Все проблемы Багиров свел к персональным ошибкам, а необходимость радикальных кадровых перемен была названа панацеей от всех бед. Он говорил, что нужны новые люди, которые «могут обеспечить успешную реализацию заданий партии и правительства, – люди, не вызывающие своим поведением никакого сомнения и заслуживающие полного доверия. Только люди, любящие свою социалистическую Родину больше, чем самих себя, готовые до конца своей жизни защищать ее, могут поставить на службу отечеству богатые резервы и возможности нефтяной промышленности республики».
Риторика Багирова полностью укладывалась в представления тех лет: «Нет таких крепостей, которых не могли взять большевики». Но ни этот «корчагинский» ресурс, ни постоянное запутывание и подстегивание кадров уже не могли обеспечить новые рекордные показатели. Гораздо больших успехов в те годы добивались путем материального стимулирования работников. В этом плане была велика роль «Нефтяного фонда». Огромных масштабов достигло регулярное премирование работников нефтяной промышленности за успехи в освоении нефтяных месторождений, добыче нефти, внедрении передовых научных методов в производство. Только в конце 1948 г. лишь по одному объединению премия нефтяникам за достигнутые производственные показатели составила 4,5 млн руб. По тем времена это была огромная сумма.
Каждый год большие группы нефтяников – ученых, специалистов и рабочих удостаивались Сталинских премий – самых престижных премий того времени. Так, в 1950 г. премий были удостоены руководители предприятий Устабаба Пир Мамед, М. Расулов, М. Лалаян, В. Гриценко, Д. Мамедов, А. Арутюнов, инженеры Г. Овнатанов, Э. Мехтиев, А. Краснобаев, М. Матыс, С. Мовсумзаде, А. Сулейманов, М. Абдуллаев, К. Аливердизаде, рабочие Е. Джоев, Мамед Вели Мамедджафар оглы. И так каждый год. В 1952 г., например, Сталинская премия была присуждена за разработку и освоение комплексного метода эксплуатации нефтяных месторождений группе нефтяников, возглавляемой директором объединения «Азнефть» А.П. Карасевым. Среди премированных были инженеры М.Г. Алиев, И.Ю. Прок, Ш.З. Ахмедов, А.Г. Габриэлян, буровой мастер А.М. Бабаев.
Повышение эффективности нефтяного производства напрямую увязывалось с традиционной мерой: реорганизацией системы управления. В годы войны управление предприятиями, занимающимися добычей нефти, было сосредоточено в объединении «Азнефть». Сразу после войны возникло еще два объединения соответствующего профиля – «Азнефтеразведка» и «Азморнефть». В 1953 г. «Азнефть», «Азнефтеразведка» и «Азморнефть» были объединены в одно предприятие – «Азнефть». На этом поиск оптимального варианта управления отраслью не завершился. 2 июня 1954 г. в Азербайджане было создано самостоятельное Министерство нефтяной промышленности. Министерство имело статус союзно-республиканского. Но и на этом реорганизации не закончилось. В 1957 г., после создания республиканских советов народного хозяйства (Совнархозов) и соответствующей структуры в Азербайджане, Министерство нефтяной промышленности в Азербайджане вновь ликвидировали, и его предприятия передали в ведение Совнархоза Азербайджанской ССР. После этого количество производственных объединений нефтяного профиля вновь увеличили.