Русские в Прибалтике и в Грузии

В марте исполнится год со дня смерти Василия Кононова, который во время Великой Отечественной войны был командиром партизанского отряда 1-й Латвийской партизанской бригады. В свое время "дело Кононова" вызвало большой общественный резонанс - 2004 году Верховный суд Латвии признал Кононова военным преступником, так как 27 мая 1944 года отряд под его руководством убил девятерых жителей латгальской деревни, подозревая их в выдаче немцам 12 партизан. Среди убитых были три женщины, из них одна на девятом месяце беременности. Латвийский суд постановил, что Кононов лично участвовал в действиях отряда, хотя сам он утверждал, что не был в деревне. Москва не раз выступила в защиту Кононова, считая, что его дело вписывается в политику латвийских властей по дискриминации русскоязычного населения.

Вчера на конференции "Нарушение прав русского населения в Странах Балтии" директор Московского бюро по правам человека Александр Брод рассказал, что его организации в сотрудничестве с Ассоциацией адвокатов России и прибалтийскими удалось привлечь внимание общества и правительств к защите интересов Кононова. Хотя Кононова уже нет в живых, организация намеревается обратиться в Европейский суд по правам человека, чтобы вернуть доброе имя ветерану. Брод вспомнил и о других случаях нарушения прав русского населения в странах Балтии, к которым причислил – «варварский перенос "бронзового солдата"», дело Альгирдаса Палецкиса и отказ во въезде в Ригу для участия в антифашистской демонстрации главе российского Антифашистского комитета.

Адвокат Михаил Иоффе видит причины ущемления прав русскоязычного населения в Латвии в том, что «политическая власть в этой стране состоит из родных, близких и просто сочувствующих людей, которые воевали на стороне фашистской Германии». По его мнению, правящая элита приводит свои доводы, которые поддерживает "подогретый" национальный элемент, в результате чего происходит дискриминация по языковому признаку. Иоффе проводит параллель между действиями фашистской Германии и современной Латвии: на законодательном уровне общество разделено на "граждан" и "неграждан", в основе этого разделения лежит принцип чистоты происхождения гражданина. Гражданами считаются только прямые потомки граждан буржуазной латвийской республики, которая существовала до 1940 года. Чтобы стать гражданином Латвии нужно пройти процедуру натурализации, которая подразумевает признание себя потомком оккупантов. Только после этого латышская власть рассмотрит вопрос о гражданстве.

Президент Института европейских исследований Александр Гапоненко рассказал, что русским в Латвии удалось собрать почти 190 тыс. подписей и инициировать референдум о государственном статусе русского языка, который пройдет 18 февраля. Подобный референдум на постсоветском пространстве состоится впервые. Инициаторам удалось мобилизовать примерно 60% русского населения в Латвии: большая часть русской диаспоры в Латвии остается негражданами и не имеет права голоса, несколько тысяч на момент сбора подписей находились за рубежом, и где-то 50-70 тысяч русских граждан Латвии побоялись поставить свои подписи, так как «подверглись давлению со стороны работодателей».
Гапоненко назвал правящие элиты в Прибалтике «классическим примером бюрократической элиты, которая не способна эффективно управлять государством, и для того, чтобы удержаться у власти, прибегает к дискриминационному делению населения по этническому принципу». Один из главных механизмов этой дискриминации - институт "негражданства", который в Латвии полностью исключает 40% нелатышей из политической жизни страны. Вторым важным элементом этой политики стало придание латышскому языку статуса единственного государственного. Власти Латвии прибегают к использованию национал-социалистической идеологии и символики, например в ходе празднования дня латышских легионеров СС. По словам Гапоненко, русская общественность Латвии крайне заинтересована в том, чтобы выйти на европейскую арену и доказать свое право на гражданство и на сохранение своей культурной идентичности. На данный момент ведется работа по привлечению наблюдателей из Европейских стран.

Руководитель исследовательских программ Фонда "Историческая память" Владимир Симиндей обратил внимание на стыки между правозащитной тематикой и историческими вопросами. Он считает, что внешняя и внутренняя политика прибалтийских стран основывается на попытках применить вопросы прошлого и их интерпретацию для решения политических задач. Уже несколько лет российское правительство пытается улучшить отношения со странами Прибалтики за счет расширения экономических связей, однако это не имеет большого успеха. По мнению Владимира Симиндея, ни увеличение товарооборота между государствами, ни другие экономические подвижки не приводят к позитивным изменениям в гуманитарно-правозащитной сфере.

Директор Центра русской культуры Латвии в Москве Андрей Неронский, говоря о задачах своей организации, рассказал, что это мобилизация русских из Латвии, которые живут в Москве, решение визовых проблем, вопросов получения вида на жительство, трудоустройства в России. Неронский подчеркнул, что они заинтересованы в том, чтобы русская культура и русский язык развивались в Латвии, а русская община чувствовала себя комфортно.

Президент Фонда единения русского и грузинского народов Владимир Хомерики, также пришедший послушать мнения правозащитников, в интервью «ВК» высказал свою точку зрения на происходящее в сфере прав русскоязычного населения как в Прибалтике, так и Грузии. «К огромному сожалению, после распада СССР во многих бывших советских республиках, в том, числе и в Грузии, идет такая дискриминация, охаивание всей нашей предыдущей славной истории, которая на протяжении многих лет связывала все эти народы и в одном большом государстве, и в одном геополитическом пространстве. Дискриминация народов прибалтийских стран продолжается - гражданам, которые родились в Прибалтике, которые десятилетиями проживали и проживают там, которые проливали кровь за освобождение страны, не дают даже гражданства. Но я хочу провести параллель с Грузией, которая тоже пошла по такому пути. Сегодня в Грузии дискриминируется русский язык как таковой, закрываются русские школы. Правда Грузия по предоставлению гражданства не пошла на такой шаг как Латвия, и граждане России, которые там проживали, остались гражданами Грузии, и их по другим параметрам особо не притесняют. Но в Грузии также открыт музей оккупации, также дискриминируются участники Великой Отечественной войны. В Грузии сносятся памятники людям, которые воевали за свободу, в том числе и за свободу Грузии и грузин. И, к огромному сожалению, в Грузии практически происходит ассимиляция грузинского населения на проевропейский, прозападный лад. Сегодня в Грузии дискриминируется даже сам грузинский язык - завозят 10000 англоязычных волонтеров, которые должны с первого класса обучать грузин английскому языку, а грузинский язык и родная культура все дальше и дальше отходят на второй план. Думаю, российское руководство должно еще больше заботиться о своих соотечественниках, где бы они не были, и Россия должна быть лидером на всем постсоветском пространстве, и вести защиту демократических свобод и прав граждан, в том числе и прибалтийского народа нелатышской, нелитовской и неэстонской национальности, а так же в Грузии».
19995 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.