Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов рассказал ВК о том, в какой сфере, по его мнению, лежит путь к нормализации ситуации на Северном Кавказе.
- Михаил, вы не раз говорили, что траты на Северный Кавказ являются необдуманными. Нужно ли, по-вашему, лишать регион дотаций?
- Регион дотаций лишить невозможно, потому что бюджеты многих из этих республик больше чем наполовину формируются из этих дотаций. Эта практика сохранится. Вопрос в том, предпринимать ли меры по наращиванию чрезвычайных, экстренных, дополнительных инвестиций. На мой взгляд, сейчас для этого крайне неблагоприятное время, потому что по состоянию на данный момент эти деньги являются политическими и финансовыми инвестициями в подполье, в террористическое подполье.
Финансовыми - потому что террористическое подполье в существенной степени кормится за счет рэкета с местного бизнеса и местных администраций. Этой ситуации не положен конец. Чем больше денег, тем больше процент будет уходить туда.
Политическими - потому что одна из фундаментальных проблем, подпитывающих снизу подполье, это ужасный уровень клановости, коррупции, социального расслоения, поляризации, вообще несправедливости. Это тоже будет усугублено, при нынешнем качестве институтов, массированными вливаниями в регион. Их будут осваивать нынешние кланы, которые будут контролировать республики. И я уверен, что одного единственного Хлопонина для того, чтобы все это проконтролировать, не хватит, это не реалистично.
Есть более фундаментальные причины, они связаны с тем, что вообще экономическое улучшение ситуации не решит проблему с террористической войной, не решит проблему войны. Оно может ее решить на очень длинных отрезках времени, 10, 20, может быть, 30 лет. В среднесрочном плане экономическое улучшение не снижает интенсивность войны, к сожалению. Точно так же, как и вообще модернизация.
- А что, по вашему мнению, необходимо для нормализации ситуации?
- Если мы хотим снижения военной активности, это, прежде всего, работа с элитами, больше контроля, больше справедливости, больше диалога с гражданским обществом, больше жесткости со стороны федерального центра в отношении элит. Общества этого ждут. Второй момент – серьезная, качественная, умная работа силовиков и спецслужб. Без этого никуда не деться. Может быть, больший уровень взаимодействия полпреда в СКФО со спецслужбами, то есть интеграция военной и финансовой власти.
Массированное финансирование, к сожалению, этой проблемы не решит. Кроме того, мы видим, что это финансирование планируется направить на создание туристического кластера, который в ситуации, когда война не прекращена и не прекратится при существующих трендах, будет идеальной мишенью для диверсионных атак. Соответственно, незначительные группы диверсантов, и стоящие за ними политические группы и спецслужбы, будут держать за горло целую страну. Страна возьмет многомиллиардные кредиты, в том числе за рубежом, под государственные гарантии, построит на эти деньги, в самом лучшем случае объекты инфраструктуры. С одной стороны, надо будет обслуживать эти объекты, возвращать кредиты, с другой стороны, это будет невозможно, из-за того, что любая хоть сколько-нибудь организованная, финансируемая группа сможет полностью парализовать работу этих объектов.
Поэтому, на мой взгляд, ближайшее перспективы решения проблемы политические и военно-полицейские, политические – давление на местные элиты, военно-полицейские – это работа спецслужб.