«Этот горнолыжный проект стал для нас не просто общим делом, а делом жизни», - говорили пассажиры вертолета МИ-8, который произвел жесткую посадку (практически упал) в конце августа в Карачаево-Черкесии. Они летели в Архызское ущелье не церемонию начала строительства первой опоры первой канатной дороги Северокавказского туристического кластера. Находившиеся на борту VIPы, в том числе заместитель полпреда президента в СКФО Максим Быстров, госпитализированный после катастрофы в состоянии средней тяжести, и председатель совета директоров "Курортов Северного Кавказа" (КСК) Ахмед Билалов, отделавшийся легким испугом, заявили, что на планы строительства случившееся не повлияет. Четырехкресельная канатная дорога пропускной способностью 1800 человек в час протянется на 860 метров и поднимется на высоту до 1770 метров.
Церемония все-таки состоялась при участии Билалова, главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова, гендиректора КСК Алексея Невского, вице-президента группы «Синара» Сергея Папина и гендиректора «Архыз-Синара» Юрия Старкова. В республике проект «Архыз» называют знаковым с точки зрения перспектив социально-экономического развития Северного Кавказа и его инвестиционной составляющей.
«Проект строительства всесезонного курорта Архыз является пилотной площадкой Северо-Кавказского туристического кластера. Реализация проекта позволит увеличить число прибывающих в КЧР иностранных и российских туристов к 2025 году в три раза по сравнению с сегодняшними цифрами. Значительно увеличатся налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Синергетический эффект реализации проекта «Всесезонный горный проект «Архыз» заключается в его содействии ускоренному развитию транспорта, сферы услуг, агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Одним из самых ожидаемых эффектов от реализации проекта станет создание до 10 тысяч дополнительных рабочих мест в сфере обслуживания туристской инфраструктуры и в смежных отраслях», - сказал Темрезов. Власти КЧР надеются, что созданная под проект инфраструктура будет использоваться и для нужд населения республики - жители поселков, расположенных в Архызском ущелье, смогут пользоваться централизованным водоснабжением, теплом и газом. Кроме того, планируется реализовать образовательный проект по обучению специалистов для работы в сфере туризма – на базе двух учреждений среднего образования и одного республиканского вуза будет созданы специальные отделения по обучению специалистов в сфере туризма. "Мы планируем построить курорт мирового уровня. Это означает, что одного нашего кавказского гостеприимства нам не хватит. Нужны новые специалисты с принципиально новым подходом к организации гостиничного бизнеса, работы в сфере обслуживания горнолыжной инфраструктуры", - подчеркнул Рашид Темрезов.
До конца года КСК планирует сформировать особые экономические зоны на всех площадках создаваемого северокавказского туристического кластера. Как заявил ИТАР-ТАСС замегендиректора корпорации Владимир Бережной, находящийся после катастрофы вертолета в больнице, «главная задача на сегодня - это формирование особых экономических зон на территории Северного Кавказа, на всех площадках туристического кластера (Адыгея, Краснодарский край, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия)».
КСК хочет подписать несколько соглашений по созданию особых экономических зон на Кавказе. По словам Бережного, два соглашения находятся на завершающей стадии согласования, готовится к подписанию третье. После этого земли будут поставлены на кадастровый учет, далее пройдет еще несколько процедур и будет объявлено о создании таких зон. Кроме того, КСК рассматривает возможность создания аэропортов вблизи создаваемых курортов – в Архызе, Майкопе, Дербенте, где, возможно, в 2018 году пройдут детско-юношеские олимпийские игры.
Планы большие, особенно если учесть, что проект северокавказского туристического кластера был презентован всего чуть больше года назад на Петербургском экономическом форуме. К слову сказать, сейчас республики СКФО готовятся к другому форуму – Сочи-2011, где одной из основных тем обсуждения станет инвестиционная привлекательность туризма и инвестиционные ниши в этой сфере.
Архыз – пилотная площадка туркластера СКФО
15520 просмотров