В Грузии продолжают обсуждать интервью Дмитрия Медведева, данное в том числе «Первому информационному кавказскому» телеканалу, в котором российский президент сказал, что согласие Грузии на вступление россии в ВТО «могло бы стать если не поворотной точкой, то, во всяком случае, точкой соприкосновения, вокруг которой можно было бы в дальнейшем начать восстановление сначала нормальных торгово-экономических а потом уже, глядишь, и дипломатических отношений».
Грузия остается, по сути, единственным препятствием на пути вступления России в ВТО. В словах Медведева многие грузинские аналитики услышали предложение рассмотреть возможность возвращения грузинских товаров (вина, боржоми и так далее) на российский рынок в обмен на снятие искусственных преград на вступление России во всемирный торговый клуб. Однако в Тбилиси не верят, что глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, на следующий другой же день после вступления в ВТО вновь не обнаружит в «Боржоми» вредные для здоровья минералы. Поэтому позиция грузинских властей в этом вопросе остается непоколебимой.
"В последнее время российские коллеги начали проталкивать идею о «прозрачности» КПП на абхазском и югоосетинском участках границы, - сказал ВК источник в правительстве Грузии. – Но это подмена понятий, поскольку мы всегда говорили не о «прозрачности» КПП, а их «легализации», что далеко не одно и тоже". По мнению собеседника ВК, моделью для решения проблемы является «конфигурация контроля за грузопотоком на приднестровском участке границы, которая была создана на основе компромисса между Молдавией, Украиной и ЕС». Но для России такая модель неприемлема, поскольку в отличие от Приднестровья, она уже признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Между тем в своем нашумевшем интервью Дмитрий Медведев сообщил, что уже согласовал с посредником – президентом Швейцарии – модальность будущего компромисса. Его предстоит оформить в ходе решающих переговоров, намеченных на середину сентября в Швейцарии - Россия готова предоставлять Грузии полную информацию, (в электронном виде) о товарообороте с Абхазией и Южной Осетией.
Естественно, это ни в коей мере не может быть воспринято, как отказ Москвы от признания их независимости. Другое дело, если на абхазском и югоосетинском участках границы (причем с российской стороны) встанут специальные наблюдатели ЕС. Тем самым Россия согласилась бы с позицией Тбилиси и Брюсселя о юридической принадлежности Грузии давно отколовшихся автономий.
Но, как оказалось, грузинские власти настаивают на варианте, предусматривающем не только предоставление полной информации, но и мониторинг границы силами специальных наблюдателей ЕС, у которых уже есть опыт на приднестровском участке молдавско-украинской границы.
Замминистра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе заявил ВК, что без принятия грузинских условий Россия не сможет вступить в ВТО
- В чем состояло компромиссное предложение президента Швейцарии, который выполняет посредническую миссию в переговорах между Россией и Грузией по ВТО?
- Швейцарские коллеги предложили компромиссный пакет, состоящий из двух неразрывных компонентов: обмен полной информацией о товарообороте и размещение у границы международных мониторинговых групп. Это неразрывный пакет, то есть изъять из него один из компонентов невозможно.
- Президент Медведев заявил, что уже согласовал компромиссную формулу с президентом Швейцарии.
- Об этом нам ничего не известно. У нас пока нет информации, что российские коллеги согласны не только на предоставление информации, но и на мониторинг границы международными наблюдателями. Эти два компонента неразрывны не только с нашей точки зрения, но и с точки зрения швейцарского посредника. Похоже, российская сторона пытается изъять из пакета только один компонент – предоставление информации - и не соглашается на присутствие наблюдателей. Так им будет очень трудно и даже невозможно вступить в ВТО. Намеки на то, что разрыв пакета и изъятие одного из компонентов системы траснпарентности согласован с Швейцарией – неправда.
- Почему грузинская сторона решила обнародовать детали переговоров в преддверии очередного раунда?
- А что нам оставалось делать, если российские коллеги нарушили джентльменское соглашение между нами и делают открытые заявления на уровне президента и министра иностранных дел, причем заявления, которые не отражают реального положения вещей? Прецедент создан ими. Мы вынуждены реагировать.
- Когда состоится очередной раунд и примете ли вы в нем участие?
- Встреча состоится середине сентября, предположительно в Женеве. Точное время и место еще не согласованы. Я обязательно приму в ней участие как член грузинской делегации.