Голливудский оптимизм для Грузии
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В Тбилиси состоялась пышная премьера боевика американского режиссера финского происхождения Рени Харлина «пять дней августа». В английском варианте фильм о событиях августа 2008 года называется «пять дней войны». Продюсеры рассудили, что для иностранной аудитории напоминание об августе само по себе может ничего не значить, поскольку этот месяц для них необязательно ассоциируется именно с кратковременной российско-грузинской войной, тогда как для грузинского зрителя «пять дней августа» однозначно связано именно с воспоминанием о трагедии трёхлетней давности.
Автором идеи фильма о российско-грузинском вооружённом конфликте считается сам Михаил Саакашвили. Ещё в 2009 году грузинские продюсеры начали искать спонсоров и нащупывать связи с известными голливудскими режиссерами. Такие спонсоры вскоре нашлись: преуспевающий бизнесмен, Коба Накопия, по неофициальным данным, выделил около 30 миллионов долларов. Что касается режиссера, то Рени Харлин (автор фильмов «Крепкий орешек-2», «Скалолаз», «Глубокое синее море») откликнулся сразу. Как затем подтвердилось, им двигало не только желание прилично заработать, но и другие соображения: на пресс-конференции в Тбилиси он признался, что судьба Грузии «подвергшейся нападению огромного соседа», напомнила ему трагическую историю родной Финляндии, которая «тоже воевала за свободу и независимость». В Советско-финской войне 1939 года, по словам Харлина, участвовали члены его семьи.
Судя по всему, режиссер не верит в российскую версию событий 8-12 августа 2008 года. Недаром его творение начинается известным изречением, что «первой жертвой войны становится правда», а в грузинском и иностранном прокате фильм проходит под девизом «борьба за правду».
Сам фильм получился, прямо скажем, не очень впечатляющим. С чисто технологической точки зрения он снят профессионально, но режиссера подвёл очень слабый сценарий, соответственно и невразумительная, неубедительная сюжетная линия: американский журналист пытается вывезти из зоны конфликта видеозапись зверств, учинённых агрессорами над мирным населением грузинских сёл Южной Осетии и, в конце концов, побеждает в «борьбе за правду» с помощью российского военнослужащего, в котором проснулась совесть.
Но грузинских партнёров Харлина трудно в чём-либо упрекнуть: в съёмках (естественно бесплатно) учувствовала практически вся грузинская армия, десятки танков, БМП и боевых самолётов. А сцены с президентом Саакашвили (его играет Энди Гарсия) проходили в рабочем кабинете главы государства.
Зато премьера оказалась беспрецедентно масштабной. За день до неё в Тбилиси прилетела знаменитая Шерон Стоун. Судя по всему, её пригласили специально, чтобы придать мероприятию ещё большую престижность. Такое внимание в Грузии раньше уделили только президенту Бушу: журналисты следили за каждым шагом Стоун, за день до её приезда вели репортажи из её гостиничного номера, показывали ванную комнату, выясняли кто будет причёсывать ей волосы перед премьерой, что она будет есть на завтрак и так далее.
Естественно, американскую суперзвезду принял сам Михаил Саакашвили и, по всеобщему мнению, вёл себя с ней довольно свободно: пригласив гостью на крышу президентского дворца, Саакашвили силой затащил актрису (как известно, она панически боится высоты) на стеклянную смотровую площадку, расположенную на высоте 70 метров. При этом под ногами зрителей нет ничего кроме толстого стекла. Просто ужас для человека, боящегося высоты.
Шерон билась изо всех сил – не хотела ступать на стеклянную площадку и даже кричала от страха, но президент силой притянул актрису к себе и ей ничего не оставалось кроме как прижаться к нему как к спасителю. Естественно, эту сцену во всех подробностях показывали все грузинские телеканалы.
Но настоящей кульминацией визита Стоун стала встреча с главой грузинской православной церкви Ильёй вторым, в ходе которой она неожиданно расплакалась да так, что её долго не могли успокоить. Решение католикоса вызвала недоумение у паствы. Причём настолько сильное, что протопресвитер ГПЦ был вынужден выступить со специальным разъяснением и сказать, что «церковь готова принять в своё лоно любого, всех и каждого».
Рени Харлин и Энди Гарсия прилетели в Тбилиси из Лос-Анджелеса. Режиссер упал на колени, поцеловал грузинскую землю и сказал, что отныне считает Грузию своей второй родиной. Он тут же уточнил, что первая его родина вовсе не США а Финляндия «Я наполовину финн, наполовину уже грузин а американского во мне лишь толика». Под «толикой» он, судя по всему, имел в виду американский паспорт, ведь Харлин всё таки гражданин США, но такое пренебрежительное отношение к собственному гражданству и стране, её предоставившей – вообще в стиле американской богемы.
Главной интригой перед премьерой журналисты считали «соревнование» двух красавиц: Шерон Стоун и подружки Рени Харлина, Эрики, вместе с которой они прилетел в Грузию. Но соревнования не получилось: как только Шерон появилась на красной дорожке в изумительно красивом чёрном платье, всем стало ясно, что затмить её никто не сможет.
На фоне светского мероприятия как то забывалось, что всё происходило на том самом месте (у кинотеатра Руставели, на одноимённом проспекте) где в ночь на 26 мая произошли ожесточённые столкновения между демонстрантами и частями спецназначения МВД, в результате которых, по последним данным, погибли четыре человека. Причём самые жестокие бои в ту ночь развернулись как раз на пяточке у кинотеатра, где и была устлана красная дорожка для звёзд Голливуда. Но эта метафора в Грузии потрясает меньше, чем смогла бы в любой иной стране. Ведь проспект Руставели за последние 20 лет много раз становился свидетелем ужасных трагедий. Причём таких, по сравнению с которыми события 26 мая кажутся лишь лёгкой стычкой.
Именно поэтому протесты тех, кто настаивал на переносе торжества в другой кинотеатр, потерялись в общем интересе к красочному представлению. Судя по всему, в том и состоял основной месседж Михаила Саакашвили грузинскому обществу: жизнь продолжается – несмотря на всё, что было. Несмотря на май 2011 года и август 2008-го.
21075 просмотров