В Грузии завершился конкурс на лучший памятник погибшим во время войны августа 2008 года, который будет воздвигнут на месте, где стоял монумент Сталина. Грузинские власти заявляют, что композиция будет символизировать не только жертв сталинизма, но и «жертв продолжения сталинской агрессии в 2008 году». О планах воздвигнуть в родном городе Сталина Гори (в 29 километрах от Южной Осетии) памятник погибшим во время пятидневной войны заговорили сразу после того, как в ночь на 25 июня 2010 года на центральной площади демонтировали 12-метровый монумент Иосифу Джугашвили. Опасаясь сопротивления фанатичных сторонников Сталина, операцию провели поздно ночью. Площадь окружили сотни полицейских и бойцов спецназа. Причем 6-метровую скульптуру «вождя народов» увезли в неизвестном направлении, хотя первоначально и обещали установить его в Музее оккупации (бывшем музее Сталина), расположенном рядом. Причиной исчезновения памятника, судя по всему, стал страх того, что непримиримые «сталинисты» могут попытаться вернуть «нашего дядю Иосифа» (как называют его жители Гори) на место. Михаил Саакашвили заявил: «На месте, где стоял памятник тирану, будет возведен монумент в память жертв войны, развязанной продолжателями империалистической сталинской политики». Через несколько дней министерство культуры и муниципалитет Гори объявили конкурс, в котором учувствовали 42 работы. Победителя удалось выявить только со второго раза, поскольку в прошлом году комиссии не понравился ни один из представленных проектов. На днях Министерство культуры официально объявило, что победил проект Tamarastudio скульптора Тамары Квеситадзе и архитектора Пааты Саная. Tamarastudio находится в Париже, где уже долгое время живет выпускница Тбилисской художественной академии Квеситадзе.
Некоторые участники комиссии считают, что хотя эскиз Квеситадзе был лучшим, ее предложение не лишено недостатков. Об этом и других аспектах воздвижения нового памятника с ВК беседовал член комиссии, ректор Художественной академии Георгий Бугадзе, только что избранный еще и председателем Союза художников страны.
- Как проходил конкурс?
- Это была вторая выставка-конкурс эскизных работ. Первая в прошлом году прошла неудачно. Тогда комиссия решила, что работы, представленные на конкурсе, недостаточно высокого уровня. Впрочем, я считаю, что и среди них были интересные работы. Второй тур состоялся в январе. Большинством голосов комиссия решила выбрать одну – эскиз Тамары Квеситадзе. На мой взгляд, эта работа лучшая. Хотя она также требует доработки. Не все нюансы доведены до логичного конца. Надеемся, что автор учтет наши предложения и замечания по эскизу и предложит полноценную скульптуру, доведенную до конца во всех смыслах. Вообще, поколение современных скульпторов и художников просто обязано оставить на этом историческом месте что-то ценное. Девиз у скульптурной группы Квеситадзе очень интересный «Амаоебас Ар Амоеба» («Не поддаваться суете» - игра грузинских слов на тему «Суета сует», - Прим.ВК). Автор имеет в виду, что это только начало создания скульптуры и она, со временем, будет дорабатываться. В нее будут вноситься изменения. Она наверняка будет трансформироваться со временем – в других эпохах. Это не мое мнение – так думает художник. Она сама сказала, что произведение со временем может измениться. Тем самым она подчеркивает трансорфмируемость и, в то же время, вечность тех ценностей, которые олицетворены скульптурой. В этом и состоит главное достоинство ее работы.
- Вы могли бы чуть подробнее рассказать об авторе?
- Примерно 30 лет назад она окончила Художественную академию. Занималась дизайном, затем перешла в скульптуру. 6 лет назад добилась блестящего успеха на венецианском биенале. Она – автор очень интересной композиции, воплотившейся в Батуми. (См. ВК http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/museum/28739.html) Речь идет о подвижных фигурах мужчины и женщины, которые проникают друг в друга. У нее были очень интересные выставки в Лондоне и Париже. Работа, которую она представила на нашем конкурсе, показывает ее потенциальные возможности. Вначале мы думали, что она тоже будет в стиле «мобиле», то есть подвижной, как и батумская. Но автор решила по-другому. Скульптура будет воплощена в разных материалах, разных фактурах и текстурах. Вообще, когда такая комиссия собирается, она всегда стоит перед дилеммой, какой путь выбрать – путь традиционной скульптуры, к которой мы привыкли или концептуальный проект. Скульптура Квеситадзе получилась объединяющей. В ней присутствует и концептуальный элемент, и традиционный.