2010 год был объявлен в Грузии Годом Нико Пиросмани. Выставки, симпозиумы и другие мероприятия, проходившие при абсолютно искреннем и неподдельном участии общественности, стали свидетельством неувядающего интересе к этой удивительной личности. Пиросмани в Грузии традиционно воспринимается не только и даже не столько как незаурядный художник. Это феномен, олицетворяющий саму грузинскую идентичность. Пиросмани – часть национальной культуры в широком смысле, в том числе образа жизни и общественных ценностей. Всем своим существом и трагической жизнью он подтверждал (причем нисколько об этом не заботясь), что исповедовал то, что проповедовал.
В истории мировой живописи было немало непонятых гениев, не добившихся успеха и понимания при жизни, но Пиросмани уникален еще и тем, что считал свою долю закономерной и естественной, не до конца осознавая всю глубину и значимость собственного творчества. Пиросмани не считал себя «непонятым гением», потому что не понимал, насколько он гениален. Он никогда не сетовал на судьбу, даже когда ходил в лохмотьях и умирал от голода в маленькой коморке, недалеко от тбилисского железнодорожного вокзала. Его невозможно отнести и к богеме. Это был простой, наивный человек: крестьянин с божественной искрой могучего таланта.
«Наш Никала» - называют Пиросмани простые люди, никогда не видевшие его творений и ничего не понимающие в живописи, потому что Нико Пиросмани для них – олицетворение чести, бескорыстия и порядочности, то есть главных, непреходящих ценностей. Человек, не добившийся успеха в торговле и расписывавший духаны за кусок хлеба и тунгулу любимого кахетинского вина, человек, способный продать все, чтобы подарить любимой женщине воз цветов - нечто большее, чем художник, создавший целое направление в искусстве.
Его жизнь обросла легендами: мы не знаем точной даты рождения Пиросмани (примерно 1862 год), не знаем даты его смерти (приблизительно 1918) и даже могила творца неизвестна. Родился Николоз Пиросманишвили в крестьянской семье в селе Мирзаани восточногрузинской провинции Кахетия – на родине грузинского вина и виноградарства. С детства много рисовал. Переехав в Тбилиси, принимал заказы на оформление духанов – тбилисских кабаков. Кто знает, может быть в кровавом водовороте первой половины XX века его творения так и сгинули вместе с теми духанами, если бы его полотна не заметили Братья Зданевичи – художник Кирилл и поэт Илья. Им, в первую очередь, Грузия должна быть благодарна за открытие Пиросмани. В 1918 году, уже после смерти художника, Зданевичи устроили в Тбилиси выставку картин Пиросмании, и зажгли искру интереса к его творчеству. В конце 1950-х в Грузии, в СССР и во всем мире начали издаваться книги, а выставки произведений народного самородка устраивались в далеких странах, где сам Никала никогда не был да и не думал, что его «Пиршество князей на поляне», созданное для маленького духана на мейдане, в центре старого Тбилиси, когда-либо выставят в Париже и Лондоне.
Грузинское застолье занимает особое место в творчестве Пиросмани. Если внимательно присмотреться к его картинам - «Компания Бего», «Пиршество пяти князей», «Кутеж у Дато Земельского», «Кахетинский эпос» - легко заметить, что для Никалы застолье, это, в первую очередь, люди, общение и древний народный ритуал, который он почитал и любил. Столы на картинах Пиросмани не ломятся от снеди: рыба, зелень, сыр, вино. Вот и все. В глазах участников ритуала – торжественное значимость события, доброта, единодушие и радость бытия.
Важна и примечательна социальная тематика в творчестве Пиросмани. Он сам говорил, что «рисует для бедных, а у богатых свои художники». Но удивительное дело - коммунисты не смогли использовать Пиросмани в своих целях и превратить его в «глашатая социальной справедливости» или «буревестника революции». Творчество Пиросмани не имеет отношения к социальной борьбе. Оно олицетворяет бессмертные идеалы гуманизма, «непротивления» и веры в конечную, божественную справедливость мира. «Бездетный миллионер и многодетная мать» на самом деле глубоко религиозная картина, написанная человеком, верящим в бренность земного бытия. При этом сам Пиросмани никогда не жил церковной жизнью и не оставил доказательств своей веры. Его кистью двигала только бесконечная любовь, которой лучатся глаза всех персонажей его картин, в том числе животных.
Сила Пиросмани во внутренней правде, огромной экспрессии, непосредственности и способности передать характер одним оттенком. Гениальной интуицией он находил, обобщал и передавал существенное, типичное, сокровенное во всем, что видел и рисовал. Колорит его картин суров. Это главное отличие Никалы от других художников–самоучек. Пиросмани никогда не привлекало разноцветье и яркость. Его никто никогда не учил композиции, но его картины в этом смысле безупречны.
В 1995 году, когда решался вопрос об оформлении грузинской валюты (лари), многие предлагали запечатлеть Пиросмани на 50 или 100-ларовой купюре. Но его коллеги предложили: пусть Никала будет изображен на 1-ларовой, на лицевой стороне самой маленькой и доступной купюры.
Нико Пиросмани умер примерно в 1918 году. В конце жизни ютился в подвале, ходил в лохмотьях, но предлагал знакомым зайти в гости, обещая: «Поставим самовар, будем пить чай и говорить об искусстве».
Печальный рыцарь Грузии
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
34010 просмотров