В Сухуми готовятся к юбилею Победы

В Сухуми готовятся к юбилею Победы
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
В Абхазии готовятся к празднованию 65-годовщины победы в Великой Отечественной войне, причем по сообщениям, поступающим из республики, едва ли не интенсивнее, чем в России. На днях абхазское правительство утвердило план мероприятий и, по распоряжению премьера, организовало оргкомитет. Министерство труда и соцобеспечения уточняет поименные списки участников и инвалидов войны. Им выплатят материальную помощь. В марте республиканский Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных сил оценит отчеты о работе городских и районных советов. С апреля улицы городов и сел будут украшать символикой 65-й годовщины Победы. Минкульт организует выставки и тематические экспозиции, посвященные празднику, а министерства обороны и образования при поддержке Абхазского госуниверситета – проведут в школах, вузах и воинских частях встречи с участниками той войны. Школьники будут писать сочинения о войне на абхазском и русском языках и делать рисунки на конкурс под девизом «Победа». В школах и вузах пройдут спортивные мероприятия, посвященные юбилейной дате. Администрация Гульрипшского района должна провести восстановительные работы на находящемся здесь воинском захоронении, а администрации Сухуми и всех регионов – такие же работы на мемориальных сооружениях, воздвигнутых в честь героев Великой Отечественной. Поздравления участникам войны подпишет лично президент.

Государственным СМИ поручили освещать мероприятия по подготовке и празднованию 65-летия Победы и «регулярно публиковать материалы героико-патриотической тематики». Абхазская Государственная телерадиокомпания подготовит цикл теле- и радиопередач о подвиге народа в Великой Отечественной войне. 8 мая в Абхазской филармонии пройдет торжественное собрание и праздничный концерт. 9 мая к памятникам, обелискам и захоронениям воинов возложат венки, пройдут торжественные митинги и праздничные концерты, а у памятника Неизвестному солдату в Сухуми состоится торжественное прохождение подразделений министерства обороны Абхазии.

Хотя боевые действия в ходе Великой Отечественной войны территорию Абхазии не затронули, на фронтах воевало почти 60 тыс. абхазцев. 17,5 тыс. из них погибло. Медалями «За оборону Кавказа» было награждено более 8,5 тысяч. 22 уроженца Абхазии стали героями Советского Союза и трое — полными кавалерами Ордена Славы. Из жителей горных сел формировались истребительные батальоны, воевавшие с фашистскими десантными группами и диверсантами. Бдительные пастухи, лесники и школьники доносили советским войскам о появлении «незнакомцев». Вся экономика была переведена на военные рельсы.

Сейчас в Абхазии проживает около тысячи ветеранов Великой Отечественной войны. В прошлом году им повысили пенсии. Инвалидам Великой Отечественной войны I, II и III групп – с 280, 210 и 170 рублей до 3500, 3000 и 2700 рублей соответственно. Участникам войны - со 170 до 2000 рублей. Семьям погибших в Великой Отечественной войне - со 140 руб. до 2500 рублей. Интересно, что примерно также повысили пенсии и участникам другой войны – недавней грузино-абхазской.

Абхазы считают, что в прошлом веке у них было две отечественные войны. Одну называют Великой Отечественной, а другую Отечественной войной народа Абхазии. Интересные аналогии, позволяющие понять, почему в Сухуми так трепетно относятся к юбилею Победы, приводит эксперт-кавказовед Анна Байдо, которая в ходе грузино-абхазского противостояния начала 1990-х оказалась в зоне боевых действий. Героизм, проявленный абхазцами в ходе Великой Отечественной, она объясняет, в частности, тем, что в средине ХХ века они осознавали себя преемниками воинской славы предков. Абхазские деятели культуры, вдохновляющие соплеменников на защиту родины, использовали исторические национальные образы героев для пробуждения в народе патриотизма. В свою очередь, абхазы конца ХХ века обретали моральную поддержку не только в героических деяниях далеких предков, но и в истории Великой Отечественной войны. Байдо описывает традиции, заимствованные в начале 1990-х из 1940-х - водружение флагов, названия военных наград, организация обороны в селах, работу медицинской службы абхазской армии, автоматные патроны, носимые на шнурке на шее. Фронтовые традиции легли в основу и такого распространенного в абхазской армии обычая как лозунги на бронетехнике: «За Апсны!» Один из примеров экстраполяции, описанный Байдо, настолько интересен, что мы приведем его здесь целиком:

В оккупированном грузинскими войсками Сухуми действовал подпольный партизанский отряд «Мститель». Его организовала 35-летняя Туманова, которая с детства зачитывалась романом Фадеева «Молодая гвардия». Когда в Сухуми вошли войска Госсовета Грузии, она начала подпольную работу. Обладая, благодаря роману точными сведениями, «как действовать в условиях фашистской оккупации», Туманова изготовила пачку рукописных листовок «Фашистские оккупанты, вон из Абхазии!» Надев «для маскировки» белый медицинский халат, она отправилась расклеивать их по городу, ухитрившись прикрепить одну прямо на огромный портрет Эдуарда Шеварднадзе, установленный грузинскими гвардейцами на крыльце здания Совета министров. Тумановой удалось организовать среди сухумских женщин и стариков разных национальностей довольно многочисленную организацию, структура которой («пятерками») и способы конспирации были созданы по Фадееву. Одна из «пятерок» была раскрыта, ее члены подвергнуты пыткам и погибли…

Психологически отождествив противника с «фашистами», а себя с «советскими воинами-освободителями» абхазы переняли в свой военный обиход множество культурологических маркеров Великой Отечественной. Причем это касалось как глобальных установок – уверенности в правоте и справедливости своей войны, так и мелких бытовых подробностей. Совершенно естественно было воспринято решение Армянского (сформированного из местных жителей армянской национальности) батальона присвоить себе имя маршала Советского Союза Баграмяна. В повседневный солдатский лексикон органично вошли такие многозначные и многоплановые слова-образы, как «комбат», «сестричка», «высота». Широко использовались сравнения: «блокадный город Ткварчал – абхазский Ленинград» или «сожженное армянское село Лабры – абхазская Хатынь». Погибших односельчане хоронили у памятников жителям села, павшим в Великой Отечественной войне.
16260 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.