Студенты из Казахстана и Киргизии могут вернуться в Россию для продолжения учебы, но их таджикские, туркменские и узбекские сверстники пока лишены такой возможности, пишет The Diplomat. На прошлой неделе Министерство науки и высшего образования России опубликовало заявление о том, что граждане ”эпидемиологически безопасных стран”, определенных Роспотребнадзором, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, смогут вернуться в Россию для возобновления учебы.
В список на 20 марта вошли: Армения, Азербайджан, Беларусь, Куба, Египет, Эфиопия, Финляндия, Греция, Индия, Япония, Казахстан, Киргизия, Мальдивы, Катар, Сербия, Сейшельские острова, Сингапур, Южная Корея, Швейцария, Танзания, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам и спорные территории Абхазия и Южная Осетия.
В 2019 году в российских вузах обучалось около 300 тыс. иностранных студентов.
Когда в 2020 году началась пандемия коронавируса, многие вернулись в свои страны, а затем не смогли повторно въехать в Россию, чтобы возобновить учебу. В феврале 2021 года, когда российские университеты возобновили очное обучение, The Moscow Times сообщила, что власти разрешат иностранным студентам снова въехать в страну при условии наличия двух отрицательных тестов на COVID-19 и вылета из стран, с которыми восстановлено авиасообщение. В списке наиболее важных стран происхождения иностранных студентов ICEF Monitor назвал ”Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Китай, Таджикистан, Украину, Индию, Белоруссию, Азербайджан и Киргизию”.
По состоянию на 2018 год треть иностранных студентов в России составили граждане Казахстана и около четверти - Китая. Индия, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан также вошли в число ведущих государств.
Список одобренных стран расширился до 25 после более ранних публикаций и заявлений о том, что студентам будет разрешено вернуться. Студенты из Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана по-прежнему не могут вернуться к учебе в России. Принимаемые решения основываются на двух пунктах: возобновление регулярного двустороннего авиасообщения и определение Роспотребнадзора, что страна является ”эпидемиологически безопасной”.
В российских вузах обучается около 26 тыс. таджикских студентов.
Представители Министерства науки и высшего образования Таджикистана, посетившие филиалы российских университетов в стране, заявили журналистам в Душанбе, что список ”никак не касается добрососедских отношений”. Роспотребнадзор, как сообщается, в начале этого месяца направил делегацию в Таджикистан, и Душанбе ожидает окончательного отчета, который может открыть таджикским студентам возможность вернуться к очному обучению. Онлайн-обучение оказалось сложной задачей для многих в Центральной Азии, особенно в Таджикистане, где стоимость интернета высока, а качество связи низкое.
Таджикистан, поздно признавший наличие коронавируса в стране, входит в число немногих стран, которые заявляют, что одержали победу над пандемией. В конце января президент Эмомали Рахмон сообщил, что в Таджикистане нет COVID. В стране не зарегистрировано ни одного нового случая заболевания с начала января. Между тем Туркменистан так и не признал, что вирус проник через его границы.