Вестник Кавказа

Почему политика армянского сепаратизма потерпела фиаско

Михаил Борисов
Почему политика армянского сепаратизма потерпела фиаско

Внешняя политика Армении формировалась во время глубокой депрессии 1990-х годов. Как и все государства постсоветского пространства, Ереван после обретения независимости выстраивал внешнюю политику с нуля. К несчастью для постсоветской Армении, в республике на тот момент не было людей, способных проводить самостоятельную внешнеполитическую линию, умеющих тонко анализировать международную политику. Ситуацию того времени лучше всех охарактеризовал бывший первый секретарь ЦК Армении Карен Демирчян, заявив в одном из интервью, что на руководящие посты назначались не профессионала, а людей из "своей команды".

В Армении 1990-х было очевидно политическое торжество националистов и реваншистов, от рук которых погибнет и сам Карен Демирчян. В условиях отсутствия выхода к морю, в ситуации "ни войны, ни мира", вызванной карабахским конфликтом, Армения не могла стать привлекательным партнером для Запада. Молодое радикальное руководство Армении в лице вчерашних активистов националистических организаций сделало ставку на цивилизационный аспект внешней политики. Армения и оккупированный Нагорный Карабах стали позиционировать себя в качестве "христианского форпоста на мусульманском Востоке". В стремлении обратить на себя внимание со стороны политиков христианского Запада, отягощая свое настоящее трагедиями прошлого из истории армяно-турецких отношений, усугубляя его искусственным удревнением армяно-азербайджанского конфликта, армянский сепаратизм косвенно поспособствовал геополитическому сближению Турции и Азербайджана.

Воспринимать концепцию "христианского форпоста" сложно, учитывая ментальное сходство народов Армении и Азербайджана, а также с учетом общего советского прошлого. Однако сегодня концепции, которые, казалось бы, давно неактуальны, вновь находят место в политике западных политиков, например, французских сенаторов, настоявших в конце ноября на одностороннем признании армянского сепаратизма. Очевидно, что для западных лоббистов это не более чем риторика, имитация поддержки националистов. Ясно, что современная Франция в действительности не станет жертвовать реальными доходами от сотрудничества TOTAL и SOCAR.

Четверть века назад, пожертвовав армяно-азербайджанскими связями, сепаратисты не предоставили общественности равноценной альтернативы. Более половины товарооборота Армении до войны шло через советский Азербайджан, а после войны о нем забыли на долгие годы. Утеряв возможность свободно использовать транзитные возможности региона, Армения столкнулась с ограниченно инфраструктурой Грузии и ИРИ, однако Иран обеспечил лишь физическое выживание населения Армении, не предусматривая реальных вложений в экономику республики. Нормально жить за счет своих ресурсов, предпочитая реальности мифы, Армении не удалось. На смену этому вектору быстро пришел комплементаризм в адрес всех вовлеченных в регион глобальных держав, при активном привлечении средств диаспоры.

В 2020 году Армения и остатки сепаратистского режима в Карабахе вновь вынуждены просить помощи у зарубежья. Так называемый глава никем непризнанной республики "НКР" Араик Арутюнян на днях заявил о готовности создать так называемое правительство народного (национального) согласия, уступить часть своей "власти" в обмен на помощь в поддержке сохранения режима.

Между тем, глава армянского правительства Никол Пашинян в эти дни озабочен собственным политическим будущим, он будто не замечает плачевных для республики и народа итогов многолетнего регионального изоляционизма. Каждый остался при своем и нашел виновных.

Через тридцать лет с момента распада СССР принято считать, что переходный период развития республик Южного Кавказа уже пройден. Однако в условиях послевоенной действительности, утраты опыта государственности и мирного сосуществования в регионе, нынешнему и будущему руководству республики еще предстоит осознать необходимость выработки общей концепции взаимодействия со своими соседями.

14520 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ