Вестник Кавказа

Ответ на вызов COVID-19: инициатива Азербайджана в ГА ООН

Фарид Шафиев, председатель Центра анализа международных отношений
Ответ на вызов COVID-19: инициатива Азербайджана в ГА ООН

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, еще острее выявил разногласия между глобальными и региональными державами. Эти разногласия носят отчасти фундаментальный характер в отношении существующего политического и экономического миропорядка. Именно с целью нивелирования этих разногласий в свое время были созданы международные платформы, в первую очередь Организация Объединенных Наций. Даже во времена «холодной войны» ООН и другие международные организации и движения показывали свою эффективность, хотя временами не могли ни предотвратить, ни урегулировать конфликты.

В последнее время, в особенности на фоне пандемии COVID-19, институты мультилатерализма подвергаются ожесточенной критики. Фактически мы наблюдаем частичный паралич многосторонних институтов. Так, например, в силу противоречий между постоянными членами Совета Безопасности ООН эта структура не может принять важные решения по снижению международной напряженности. На Генеральной Ассамблеи ООН также несколько проектов резолюций не смогли получить одобрения. 

Однако события показывают, что в одиночку глобальные проблемы ни одна мировая держава или региональная организация не способна решить. Это касается как пандемий, так и других вопросов – проблем окружающей среды, экономического кризиса и других проблем.

Несомненно, что COVID-19 является наиболее серьезной угрозой международной безопасности после окончания Второй мировой войны. Увы, международное сообщество все еще не нашло адекватного ответа на пандемию саму по себе и сопутствующие ей проблемы в виде глубокого экономического кризиса, роста протекционизма, национализма и усугубления региональных конфликтов.

Несмотря на имеющиеся проблемы ООН все еще остается единственной всеобъемлющей платформой. С другой стороны, при отсутствии должной реакции в ООН, региональные платформы и другие международные формирования попытались найти или, по крайней мере, обсудить механизмы реагирования на сложившуюся ситуация. Так, Азербайджан, будучи председателем в Тюркском Совете (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Турция) и в Движении Неприсоединения (120 членов) провела в апреле и мае соответственно  виртуальный саммит. Страны-члены этих образований подтвердили важность международной солидарности и координации совместных усилий в борьбе с пандемией COVID-19.

Необходимо отметить, что чрезвычайный саммит Движения Неприсоединения, тем более в виртуальном формате, проводился впервые. (В этом году ДН отмечает свое шестидесятилетие.) Саммит нашел поддержку Генерального секретаря ООН, ВОЗ, Европейского и Африканского союза и других организаций.  

На саммите президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с инициативой созыва специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН осенью этого года. До сегодняшнего дня таких специальных сессий ГА ООН было проведено тридцать. Баку предложил провести спецсессию на уровне глав государств и правительств в виртуальном формате.

Спецсессии могут быть созваны Генеральным секретарем ООН по просьбе Совета Безопасности или большинства членов ООН. В этой связи Азербайджан задействовал свои дипломатические ресурсы в рамках Движения Неприсоединения для созыва спецсессии ГА ООН. Вначале инициатива прошла процедуру так называемого «молчаливого ободрения» в ДН. Далее, Азербайджан при поддержке ДН представил просьбу Генсеку ООН. Инициатива Азербайджана нашла поддержку большинства членов ГА ООН – 130 государств подписались под идеей президента Ильхама Алиева. Против выступила только Армения, но оказалось в одиночестве.

Созыв спецсессии ГА ООН, в особенности на высшем уровне, само по себе значимое событие. Очевидно, что не удастся решить все проблемы, связанные с настоящим кризисом, однако такая всеобъемлющая организация как ООН вновь станет платформой для глобального обсуждения. Молчание организации, созданной для поддержания международного мира и безопасности, играло на руку изоляционистов и протекционистов. По крайней мере, благодаря инициативе Азербайджана, лед тронулся.

За многими международными проектами стояли индивидуальные страны или активисты. Лигу Наций предложил президент Америки Вудро Вильсон, за Гаагскими конвенциями в области разоружения в начале XX века стоял император России Николай II и его министр иностранных дел Михаил Муравьев, а Международный уголовный суд инициировал лидер маленького островного государства Тринидад и Тобаго Артур Робинсон.

Будем надеется, что инициатива президента Азербайджана будет развита и через несколько месяцев международное сообщество сможет обозначить общие подходы к преодолению величайшего кризиса после окончания Второй мировой войны.

21985 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября