Глава армянского правительства Никол Пашинян по итогам переговоров с главой Еврокомиссии и госсекретарем США пришел к выводу, что концепция разворота на Запад с форсированием развития связей с Соединенными Штатами и Евросоюзом потерпела фиаско.
По его словам, Запад не может гарантировать Еревану безопасность. Премьер отметил, что у Армении присутствуют ложные ожидания, что придут «какие-то союзники или родственники придут и решат наши проблемы».
«США и ЕС не придут и не решат проблемы Армении. Нужно зафиксировать и закрепить то, что все наши проблемы должны мы решить»
– Никол Пашинян
В то же время премьер отметил, что несмотря на то, что сейчас отношения Армении и РФ «переживают не лучшие времена», они важны для обеспечения безопасности республики.
«Армяно-российские межгосударственные отношения переживают не лучшие времена, но их важность трудно переоценить для нашей государственности, суверенитета, безопасности, экономики»
– Никол Пашинян
Далее в качестве одной из важнейших угроз безопасности страны он назвал идею «исторической Армении». По его словам, данный концепт гарантирует долговременную вражду с соседними странами. Кроме того, присутствие этой идеи не позволит обеспечить стране истинной независимости, так как вера в восстановление некоей «исторической Армении» всегда будет вынуждать Армению реальную искать патроната и «старшего друга».
«Процесс делимитации между "исторической Арменией" и "реальной Арменией" идет не легче, чем между Арменией и Азербайджаном»
– Никол Пашинян
В этой связи премьер подчеркнул, что Ереван должен сконцентрироваться на обслуживании интересов «реальной Армении», отказавшись от мифа о построении «исторической Армении» в будущем.
Обосновывая необходимость отказа от «исторической Армении» Пашинян призвал осуществить переход от отношений «исторической Армении» и России к отношениям «реальной Армении» и России. По его словам, нужно сделать все для наполнения этой трансформации «позитивными историями». Армения к такой работе с Россией готова, заключил Никол Пашинян.
Что означают слова Пашиняна?
Как отметил старший аналитик "Вестника Кавказа" Андрей Петров, выступление Никола Пашиняна по итогам его консультаций с госсекретарем США Энтони Блинкеном и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен позволяет как минимум косвенно судить о дальнейших действиях Армении во внешней политике.
"Во-первых, Пашинян признал, что в прошлую пятницу в Брюсселе Запад предложил властям Армении намного меньше, чем те ожидали. $140 млн в течение этого года и еще $200 млн в 2025-2027 годах (когда руководить и США, и Еврокомиссией будут совсем другие люди) – совсем не то финансирование, которое в Ереване надеялись получить за усиление антироссийской политики. Напомню, что один только экспорт из Армении в Россию в прошлом году превысил $3,4 млрд, это 40% всего армянского экспорта и 17,5% ВВП республики (а импорт из России преодолел планку в $4 млрд). Очевидно, что принять западный заказ на разрыв с РФ армянское руководство могло только за сравнимые суммы – какой бы прозападной ни была, команда Никола Пашиняна все-таки умеет и любит считать деньги, а также от каждого из внешних партнеров старается получить максимум выгоды. Поскольку выяснилось, что серьезных денег для Армении у Запада нет, теперь мы слышим риторику "Запад не решит проблемы Армении" от Пашиняна", - сказал он.
"Во-вторых, Пашинян продолжает торговлю со всеми партнерами. Говоря о необходимости наполнить позитивом отношения России с "реальной Арменией", армянский премьер-министр, по сути, требует от Москвы дополнительных преференций в политических и экономических отношениях. Речь ведь идет о позитиве с точки зрения Еревана, а что это может быть? Больше денег, в том числе инвестиций, больше льготных условий для армянского бизнеса и трудовых мигрантов в РФ, больше совместных проектов, где работать будет российская сторона, а армянская – получать бонусы. Фактически, Пашинян предлагает России еще раз купить Армению, где значительная часть предприятий и так находится или в российской собственности, или под российским управлением. В качестве стимула он использует западную угрозу: не получим от вас денег – усилим антироссийскую политику, расширим присутствие силовиков из ЕС и США. Аналогично Ереван торгуется и с Западом: дайте больше денег, или мы останемся с Россией", - подчеркнул Андрей Петров.
"В-третьих, Пашинян настаивает на снятии идеологических обязательств Армении перед диаспорой – отсюда концепция дихотомии "исторической Армении" и "реальной Армении". Судя по всему, команда Пашиняна сейчас стремится реализовать в своей республике мягкую версию грузинского сценария: сохранить дипломатические и, что особенно важно, широчайшие экономические отношения с Россией, но постепенно развивать всесторонние связи с Евросоюзом и США. Для этого ей необходимо отвязаться от националистических нарративов предыдущих десятилетий армянской истории, а их основным источником остаются тюркофобские круги в диаспоре. Влияние диаспоры на общество в Армении по-прежнему сильно, и Николу Пашиняну надо от него избавиться. Отсюда идея "исторической Армении" как страны, вечно зависимой от кого-то извне – и в виду имеются не только Россия и Запад, но и националистические круги в диаспоре. Если под "реальной Арменией" он понимает государство, не имеющее претензий к соседним Азербайджану и Турции, такой подход стоит приветствовать", - сообщил старший аналитик "Вестника Кавказа".
"Разумеется, одних слов в нынешней со всех сторон напряженной ситуации недостаточно, и одно выступление Никола Пашиняна напряжение не снимет. ВС Армении возобновили практику регулярных трансграничных обстрелов Азербайджана, они явно выясняют точное расположение азербайджанских боевых позиций и готовят более укрепленные огневые точки. Армяно-азербайджанские встречи по урегулированию отношений не проводятся. Пашинян утверждает, что Ереван готов начать делимитацию границы с деоккупации четырех сел в Газахском районе Азербайджана, но никаких сроков не озвучивает. Очень важно, чтобы за словами армянского руководства последовали реальные конструктивные действия", - заключил Андрей Петров.