При возникновении тех или иных теорий-озарений в законченных модельных формах, в том числе, размышлениях о поиске путей к нормализации ситуации в Израиле, налаживании отношений между авраамическими верованиями, всегда наличествуют отрезвляющие парадоксы, способные представить эти модели как игру воображения, оторванную от реальности.
Так, в частности, немецкие фашисты, уничтожая евреев, творя Холокост, ускорили, вопреки своим намерениям, создание еврейского государства. Известно, что евреи в Европе, особенно в Германии, стремились к ассимиляции, растворению в европействе, и шок от Холокоста вернул их в еврейство.
Так называемые великие государства, испытывая давление Холокоста и голосуя за создание Израиля, решали и свои задачи, в том числе, как думается, освободиться от собственных евреев, а в случае с СССР, это более наглядно, советская коммунистическая власть, занимаясь "экспортом революции", желала создать социалистический плацдарм в Палестине, а когда этого не случилось, науськивали арабов против Израиля, создали террористическую, в сущности, Организацию освобождения Палестины, преследуя цель покончить с Израилем.
Палестинские арабы своими войнами-террором, работают, также вопреки своим намерениям, на государство Израиль, невольно способствуют, во-первых, укреплению его обороноспособности, и он самозащитно расширяет с каждой новой победой собственное пространство, приращивая к государству свои исторические территории.
Во-вторых, уже три поколения ведущиеся палестинскими арабами войны против Израиля, приобретают самоубийственный для них характер, делая неосуществимыми их стремление вернуться к ситуации до 1967 года, ни тем более к 1948 году, когда они отказались от выгодного решения ООН создать второе, наряду с еврейским, арабское государство, и на следующий день объявили войну Израилю за его уничтожение и чтобы вся территория Палестины принадлежала им. Впрочем, о 1948 годе арабы и не помышляют, ибо не отказались от программной идеи уничтожения Израиля.
Парадоксы наблюдаются и в развитии самих религий: они существенно отошли от первоначальных установок: Иисус реальный – это вовсе не то, во что вылилось христианство; то же с Кораном – резкое расхождение между ядром текста, совпадающим с текстами иудейства и христианства, и действиями мусульман, считающими верования иудеев и христиан языческими.
Парадоксов немало, они, разумеется, не могут не учитываться при выстраивании вовсе не беспочвенных предложений о путях нормализации отношений между авраамическими верованиями.
Взаимопонимание и сближение иудаизма, христианства, ислама, тем самым некоторое ослабление в мире напряженности, возможно при трех, по крайней мере, условиях. Два из них так или иначе признаны, а третье, ради чего выстраивается данная концепция, пока не состоялось:
1) что все три религии восходят к Единому Богу;
2) что христианство и ислам вышли из лона иудейства и потому этические нормы, история мира и человека в них, в целом, совпадают: христианская Библия – это соединение Ветхого (Тора) и Нового Заветов, а в Коране названы предшествуюшие исламу Тора (Таврат), Псалмы Давида (Забур) и Евангелие (Инджиль);
3)… -
Есть выражение – камень преткновения, как помеха к взаимопониманию, и может быть отнесено к фигуре исторического еврея-иудея Йешуа-Иисуса (у мусульман – Иса), назвался Царем иудейским, был, как самозванец, отвергнут иудеями и казнен римской властью во имя империи, а в дальнейшем объявлен Сыном Божиим, Спасителем-Христом, и Библия структурно оформила, с одной стороны, преемственность нового единобожия – христианства с иудейством, а с другой – разрыв с ним: пласт иудейского вероучения, или Ветхий завет, был весь повернут к Христу как Богочеловеку и Мессии, став приложением к Новому завету. Иисус, явленный реформировать иудейское вероучение, не был принят как Мессия, ибо не решил ни одной из мессианских задач, разработанных евреями на протяжении многих веков в рабстве-изгнании-рассеянии, главнейшие из которых – возрождение собственного государства, где будут собраны евреи; восстановление в Иерусалиме дважды разрушенного Храма как символа духовности и единения со Всевышним; что евреи явят пример другим народам, как жить и строить государство; тут и метафоры, что народы перекуют мечи на орала-плуги, копья - на серпы, а в стиле сказок, что барс будет лежать вместе с козленком, корова пастись с медведицею, лев, как вол, есть солому… Со временем, впрочем, трактовка мессианства Иисуса разделилась на Первое пришествие, то есть Воскрешение после казни, и Второе, когда установится на земле Царство Божие.
Коран (появился через шесть веков после христианства как монолог Единого Бога, "истинное единобожие", отменяющее прежние как "языческие"), высоко оценивает Ису-Иисуса, он "Слово Бога" и был Им спасен от казни и забран на небо (эта "доброта" Аллаха, однако, разрушала концепцию христианства о Воскресении Иисуса). Есть также хадис, в котором Мухаммед ставит Ису выше себя и всех других пророков, а по шиитскому мессианству явится помочь 12-му "сокрытому" имаму Мехти (Махди) установить на всей земле царство ислама.
Дальнейший ход истории – это вражда между религиями, "крестовые походы" во имя утверждения христианства на земле (как и войны мусульманские за превращение всех земель в территории ислама), а что до иудеев, то они рассеялись по миру, храня в замкнутости свою идентичность, веру и ее язык, традиции, историю, мечтания о неизбежном приходе Мессии; при этом время от времени были гонения на них, так или иначе связанные с христианским обвинениями их в убийстве Богочеловека Христа (увы, еще живучими, хотя с середины XX века обвинение признано ошибочным и снято Папством с евреев). При этом религиозный фактор, став частью экономико-социальной политики, привел – через культивирование антисемитизма – к такому явлению во Второй мировой войне, как Катастрофа или Холокост, физическое уничтожения миллионов евреев по этно-религиозному признаку.
И далее случилось чудо: державы-победительницы в войне, воспитанные как бы в традициях христианских, но при этом не утратившие пережитков политики антисемитизма, реализовали главное предначертание мессианства – была, во-первых, наказана главная притеснительница евреев – прохристианская фашистская Германия. А во-вторых, исполнена мессианская идея создания государства Израиль. В это символически вписалось, условно говоря, и мессианство, связанное со Вторым пришествием Иисуса, еврея и христианина, воспитанного в традициях иудейства.
С реализацией важнейшего предначертания иудейского мессианства выявилась еще одна его сущность: Мессия – это не разовая акция с явлением конкретного лица из рода Давидова, а процесс, о чем заявлял еще в тридцатые годы 20-го века раввин Иерусалима Ицхар Кук, - так что с созданием государства Израиль и началось мессианское движение.
… Войны и прочее, преследующие сегодня цели, в частности, уничтожения Израиля, - пережитки конфронтационного вчера, а потому обречены, как противоречащие логике истории и здравому смыслу, на провал, исчезновение.
Но, как говорится: "Начни с себя!" А потому взаимопонимание между авраамическими религиями впрямую зависит от воли-готовности-желания Иерархов иудейства, Глав христианства, Предводителей исламского мира.
Окончание следует