Вестник Кавказа

Как после второй карабахской войны изменился политический ландшафт

Modern Diplomacy
Как после второй карабахской войны изменился политический ландшафт
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

За четверть века экономический, военный и геополитический баланс сил в регионе нагорно-карабахского конфликта изменился в пользу Азербайджана, пишет Modern Diplomacy в материале Karabakh conflict: How the status-quo changed after a quarter of a century. На протяжении десятилетий Азербайджан вкладывал деньги, полученные от экспорта энергоресурсов, в модернизацию армии. Одновременно как Азербайджан, так и Турция укрепляли связи с Россией. С другой стороны, Армения дистанцировалась от Москвы после прихода к власти Никола Пашиняна. Соединенные Штаты дистанцировались от событий в регионе, участие Евросоюза в урегулировании конфликта не было заметным. Сочетание всех этих факторов изменило существовавший до сих пор баланс сил и привело к победе Азербайджана.

Истоки карабахского конфликта

Нагорный Карабах был передан Советским Союзом Азербайджанской ССР в 1921 году. Во время первой карабахской войны (1992-1994) погибло около 25 тысяч человек и более миллиона стали вынужденными переселенцами. Тогда ВС Армении оккупировали Карабах и прилегающие к нему азербайджанские районы. После соглашения о прекращении огня, заключенного в мае 1994 года при посредничестве России, поиском путей мирного урегулирования занималась Минская группа ОБСЕ, но безуспешно. Прекратить этот затяжной конфликт мирным соглашением было невозможно также из-за того, что обе стороны считали, что со временем их позиции укрепятся. Армяне думали, что их фейковый режим "НКР" на оккупированных территориях Азербайджана постепенно получит международное признание, в то время как в Азербайджане понимали, что укрепление военного потенциала усилит его влияние.

Обострение конфликта и мирное соглашение

Военные действия между Арменией и Азербайджаном в Карабахе начались 27 сентября 2020 года. После 44 дней боев, после взятия Азербайджаном стратегически важного города Шуша в Карабахе, Армения решила сложить оружие. В результате заключения соглашения о перемирии при посредничестве России, в регионе были размещены 1960 российских миротворцев для наблюдения за соблюдением режима прекращения огня.

Развитие связей между Азербайджаном и Россией

Важным фактором, способствовавшим победе Азербайджана над Арменией в 44-дневной войне, были тесные связи Азербайджана с Россией. Несмотря на то, что Азербайджан не присоединился к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), его отношения с Россией остались хорошими. В отличие от Грузии, Азербайджан никогда открыто не заявлял о своем желании вступить в НАТО.

Военные бюджеты

Азербайджан использовал доходы, полученные от экспорта энергоресурсов, для модернизации своего вооружения и военной техники, добившись за последние годы значительного разрыва между вооруженными силами Армении и Азербайджана. Военный бюджет Азербайджана начал резко расти после сдачи в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в 2006 году. К 2010 году одни только оборонные расходы Азербайджана превысили весь государственный бюджет Армении. После завершения первого карабахского конфликта военные расходы Азербайджана в 1995 году составили $70 млн. Однако в 2018 году военные расходы государства выросли до $1,7 млрд. Военные расходы Армении же составили $50 млн в 1995 году и $610 млн в 2018 году. То есть военные расходы Азербайджана были в три раза выше, чем у Армении. В результате такого дисбаланса в военных расходах Армения приобретала только российское оружие по субсидированным ценам или бывшее в употреблении оружие в дар, в то время как Азербайджан закупал высокотехнологичное оружие не только у России, но и у других поставщиков, таких как Израиль и Турция. Судя по всему, использование азербайджанскими военными беспилотных дронов сыграло большую роль в их победе.

Смена армянского руководства

Смена позиции Армении стала еще одним определяющим фактором в ходе карабахской войны. Закрытые границы, слабый производственный сектор, неспособность привлечь прямые иностранные инвестиции и направление ограниченных экономических ресурсов на военные расходы продолжают тормозить экономический рост Армении. Смена главы армянского государства в 2018 году стала еще одним событием, изменившим баланс сил. До вспышки конфликта в сентябре 2020 года в России ожидали, что позиция Армении на мирных переговорах будет более гибкой.

Сближение Турции с Россией и альянс с Азербайджаном

Сближение Турции и России стало еще одним фактором, изменившим баланс сил в регионе в пользу Азербайджана. Напряженные отношения с Западом подтолкнули Москву и Анкару к установлению тесных партнерских отношений. В 2019 году российско-турецкий товарооборот достиг $26,3 млрд. Несмотря на некоторые различия в геостратегических вопросах, таких как Сирия, Ливия и Восточное Средиземноморье, обе страны выигрывают от партнерства, охватывающего сферы торговли, энергетики, инвестиций, трубопроводы, туризм, поставки оружия и региональные вопросы. Когда в сентябре конфликт в Карабахе обострился, Турция была для России скорее партнером, чем соперником.

Политическая поддержка Турцией Азербайджана, а также поставки беспилотных дронов, сыграли важную роль в решении конфликта. В 2010 году стороны заключили Соглашение о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, которое предусматривает взаимную помощь в случае нападения третьей стороны. Баку и Анкара развивают контакты в сфере энергетики, включая запуск Трансанатолийского трубопровода (TANAP) в 2019 году, транспортировку азербайджанского газа в Турцию и крупные инвестиции Государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR в Турцию. Благодаря росту турецкой экономики после 2000 года в результате экономической политики, превратившей ее в "торговое государство", и одновременного повышения ее военного потенциала, Турция стала крупным игроком в своем регионе.

Роль Запада

Хотя армяне и ассоциируют себя с западной цивилизацией, Армения не представляет для Запада большого стратегического значения. Это маленькая постсоветская республика, не имеющая энергоресурсов и маршрутов экспорта энергоносителей. ЕС дистанцировался от карабахского конфликта. Несмотря на давление, оказываемое многочисленными представителями армянской диаспоры во Франции с целью ее вмешательства в конфликт, Париж оставался более менее беспристрастным, оправдывая такое отношение своей ролью сопредседателя в Минской группе ОБСЕ. Еще одна причина пассивной позиции Франции в этом вопросе заключается в том, что Южный Кавказ не является традиционной зоной влияния для Франции. Точно так же в стороне от конфликта остались США, за исключением нескольких заявлений государственного секретаря Майка Помпео, призывающих к мирному урегулированию конфликта и проведению переговоров между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении. Отсутствие интереса США к конфликту во многом связано с частичным уходом США от международной политики в результате политики администрации Дональда Трампа под лозунгом "Америка прежде всего". Озабоченность президентскими выборами, а также борьбой с пандемией COVID-19 также отвлекла от региона внимание Вашингтона.

Вместо заключения

44-дневная война изменила ситуацию в регионе, и следующим шагом должно стать установление здесь прочного мира. Теперь Баку и Анкаре будет намного проще открыть свои границы с Арменией. Это будет способствовать экономической интеграции Армении с Азербайджаном и Турцией, поддерживая ее экономическое развитие. Участие России и Ирана в такого рода инициативах также является непременным условием для достижения устойчивого мира в регионе.

20485 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ