Вестник Кавказа

Как ЕС перенес миграционный кризис в Ливан

Middle East Eye

В последние годы Европейский союз пытался защитить себя от потоков мигрантов из бедных и конфликтных стран за счет политики, предполагающей систему дистанционного поддержания порядка. Но стратегия ЕС по перенаправлению потоков беженцев в третьи страны, такие как Ливан, становится все более нежизнеспособной. Middle East Eye в материале How Europe outsourced the Syrian refugee crisis to Lebanon пишет, что в Ливане проживает более 1,5 млн сирийских беженцев и 200 000 палестинцев.  Это самое большое число беженцев на душу населения в мире - около трети жителей Ливана - беженцы.

ЕС использовал гуманитарную помощь и помощь, оказываемую в целях развития, для аутсорсинга управления потоками беженцев, отправив Ливану более 2,3 млрд евро ($2,8 млрд) с 2011 года. Европейская помощь стране четко согласуется с объемом внимания СМИ к сирийскому кризису, выстраивая корреляцию со страхом быть ”захваченным” беженцами. Бюджет офиса ЕС по оказанию гуманитарной помощи в Бейруте увеличился вдвое на следующий день после того, как тело сирийского мальчика Алана Курди было найдено на турецком пляже, сообщил в интервью Middle East Eye представитель ЕС в Бейруте на условиях анонимности. Европейский блок был раскритикован за то, что в первую очередь сосредоточился на прекращении притока беженцев в Европу.

ЕС усилил политику безопасности на сухопутной границе Ливана с Сирией, в аэропорту Бейрута и в порту Триполи. С 2012 года международное сообщество во главе с Францией и Великобританией потратило около $1,6 млрд на помощь Ливану в сфере безопасности. Превратив Ливан в буферное государство, ЕС переложил на него гуманитарное бремя, в результате чего возникло несколько важных вопросов. 

Во-первых, эффективность такой системы сомнительна, поскольку международная поддержка сирийского кризиса не соответствует огромным потребностям. Ливан переживает самый тяжелый экономический кризис за последние десятилетия: почти половина страны живет за чертой бедности, а уровень безработицы составляет 35%. Недавний взрыв в Бейруте обострил гуманитарный кризис в Ливане и оказал серьезное негативное воздействие на сирийских беженцев, около четверти из которых проживают в городе. Но стратегия ЕС была уже обречена, поскольку ливанское правительство последовательно выступало против интеграции беженцев. Согласно отчету неправительственной организации Lebanon Support, отсутствие правового статуса, ограниченный доступ к рынку труда и противоречивые политики и практики ”подтолкнули многих сирийцев к сотрудничеству с нелегальными и неформальными структурами”.

Во-вторых, европейские ответные меры продвигают исключительно ориентированный на безопасность подход к беженцам, которые изображаются как потенциально опасные элементы, а не как жертвы войны или просители убежища. С 2015 года переселение сирийских беженцев в Европу все больше переплетается с проблемами безопасности в связи с потенциальными террористическими угрозами. Беженцы, ранее проживавшие на территориях, контролируемых ИГИЛ (запрещена в РФ), столкнулись с общественным неприятием.

Политический выбор

Ссылаясь на кризис беженцев в Европе, политики способствовали возникновению нового ощущения чрезвычайной ситуации вдоль границ ЕС. Представляя беженцев как реальную угрозу, официальные лица создают ”рамки, в которых все разрешено”, сказал Middle East Eye представитель европейского блока в Бейруте. Евроцентричная перспектива переносит ответственность с ЕС. Европейские правительства могли бы воспользоваться каналами переселения сирийских беженцев, предлагаемыми ООН. Интеграция мигрантов из стран, не входящих в ЕС, пошла бы на пользу стареющей Европе, поддерживая пенсионную систему в регионе, где количество работающих людей сокращается. Однако менее трех процентов сирийских беженцев, прибывших в Ливан, было переселено в Европу, а более 90% из них размещено в соседних государствах - Ливане, Турции и Иордании.

Не меняя курса

Возложив задачу размещения беженцев на такие страны, как Ливан, и при этом рассказывая о своих гуманитарных обязательствах, европейские правительства создают впечатление, что кризис разрешен. Но ЕС не может продолжать финансировать эту неэффективную и неэтичную систему.

На фоне коронакризиса, катастрофа, связанная с перемещением сирийцев, практически исчезла из европейских новостей, а Covid-19 служит оправданием для дальнейшего укрепления границ. Ситуация в Ливане усугубилась после недавнего смертоносного взрыва, который заставил многих задуматься о том, сможет ли страна когда-нибудь оправиться от потрясений.  Однако даже этого чрезвычайного положения оказалось недостаточно, чтобы убедить европейских лидеров изменить курс своей политики в отношении сирийских беженцев.

11590 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ