31 октября в Грузии пройдут парламентские выборы. Граждане страны будут избирать десятый с момента обретения в 1991 году независимости национальный законодательный орган. Выборы в эти выходные будут первыми, проведенными в соответствии с недавно измененными конституционными рамками: 120 депутатов будут избираться по партийным спискам, а остальные 30 - по одномандатным мажоритарным округам, сообщает The Jamestown Foundation.
Компромисс между оппозицией и правящей партией ”Грузинская мечта” был достигнут после антиправительственных протестов в прошлом году. Лидеры оппозиции изначально требовали, чтобы выборы 2020 года проводились только по партийным спискам. Места в парламенте будут предоставлены тем фракциям, которые получат более 1% поддержки, что, исходя из ожидаемых показателей явки, может составить 12 000–15 000 голосов. Из-за низкого проходного барьера следующий законодательный орган будет представлен наибольшим количеством фракций с 1995 года. Таким образом вероятность того, что любая партия сможет самостоятельно сформировать правительство, снижается. За последние 25 лет в каждом избранном парламенте доминировала одна партия, имеющая более 50% мест: ”Союз граждан Грузии” Эдуарда Шеварднадзе, ”Единое национальное движение” Михаила Саакашвили (ЕНД) и ”Грузинская мечта” Бидзины Иванишвили. Но, как считает эксперт по конституционному праву Вахтанг Хмаладзе, нынешняя конституционная модель требует, чтобы партия получила не менее 40% голосов по партийным спискам, чтобы иметь возможность самостоятельно формировать кабинет министров с помощью мажоритарных депутатов.
Из 50 зарегистрированных партий немногие могут считаться основными претендентами: "ГМ" Иванишвили; ЕНД бывшего президента Саакашавили; ”Европейская Грузия”, возглавляемая бывшим спикером парламента Давидом Бакрадзе; партия ”Стратегия царя Давида Строителя” Георгия Вашадзе (бывший советник предыдущего президента Украины Петра Порошенко); ”Лело для Грузии” бизнесмена Мамуки Хазарадзе; либертарианская партия ”Гирчи” Зураба Джапаридзе; националистический и пророссийский ”Альянс патриотов” Ирмы Инашвили и Лейбористская партия Шалвы Нателашвили.
В преддверии выборов регулярно проводятся опросы общественного мнения и составляются партийные рейтинги, но большая часть граждан Грузии отказывается участвовать в них и не отвечает на вопросы о своем выборе. Число ”затруднившихся с ответом” достигает 55–60%. Пока "ГМ" лидирует в нынешней избирательной кампании.
По данным опроса, опубликованного в прошлом месяце Edison Research, правящая партия получит 38% голосов, ЕНД - 15%, ”Европейская Грузия” - 6%, а ”Стратегия царя Давида Строителя” - 4%. Другие оппозиционные партии, включая Лейбористскую партию, ”Лело для Грузии”, ”Альянс патриотов” и ”Гирчи” могут рассчитывать на 3% каждая.
IPSOS провела свой опрос с использованием другого метода и получила следующие результаты: ”Грузинская мечта” - 24,5%, ”Единое национальное движение” - 17,4%, ”Европейская Грузия” - 6,9%, ”Стратегия царя Давида Строителя” - 4%.
Согласно данным опроса IRI, ГМ получит 33%, ЕНД - 16%, ”Европейская Грузия” - 5%, ”Стратегия царя Давида Строителя” - 3%, ”Альянс патриотов” - 3%, Лейбористская партия - 2 % и ”Лело для Грузии” - 2%.
Вероятно, в парламент войдут представители как минимум восьми партий. Но даже если ”Грузинская мечта” получит больше мест, чем любая другая фракция, сможет ли она сформировать правительство самостоятельно, не вступая в союз с другой политической силой? А если нет, договорятся ли партии о создании первого в стране настоящего многопартийного коалиционного правительства?
Все оппозиционные политические партии, за исключением ”Альянса патриотов” Инашвили, уже заявили, что откажутся от коалиции с ”Грузинской мечтой”. Большинство фракций также предупредили, что не поддержат кандидатуру Михаила Саакашвили из ЕНД на пост следующего премьер-министра.
Бывший госминистр Грузии Паата Закареишвили уверен, что перспектива создания работоспособного коалиционного правительства во многом будет зависеть от активности избирателей. Закареишвили считает, что чем больше граждан придут на избирательные участки, тем ниже у ”Грузинской мечты” шансы получить 40% голосов по партийному списку, чтобы иметь возможность самостоятельно сформировать правительство. Тогда, заявил он, ГМ ”будет вынуждена сформировать коалицию с ”Альянсом патриотов” Ирмы Инашвили, но это пророссийская партия”. Бывший госминистр добавил, что ”у оппозиции будет шанс создать коалиционное правительство, если ”Единое национальное движение” сможет прийти к соглашению с ”Европейской Грузией” и пригласить в коалицию другие оппозиционные партии".
На результаты выборов могут повлиять скандалы, разразившиеся в последнюю минуту. В ходе нынешней кампании противоречия не заставили себя ждать. Например, прокуратура Грузии готовит новое расследование против бывшего президента Саакашвили и его команды по обвинению в ”продаже грузинской территории” вокруг средневекового монастырского комплекса Давид-Гареджа. По этому делу уже задержаны два бывших чиновника. Критики обвиняют правительство Георгия Гахария в недостаточном профессионализме и эффективности в поддержании правопорядка, что привело к резкому росту преступности. В ходе недавнего инцидента в Зугдиди вооруженный мужчина взял в заложники сотрудников банка и клиентов, потребовав 500 000 долларов наличными. После того, как власти предоставили ему деньги и машину для бегства, нападавший, освободив большинство заложников, уехал с тремя оставшимися пленниками. Мужчина выпустил их ночью в лесу и скрылся.
Многие эксперты считают выборы 31 октября самыми непредсказуемыми в истории страны. В субботу вечером Грузия узнает, какие фракции будут влиять на законодательную власть в ближайшие несколько лет и удастся ли пророссийской партии ”Альянс патриотов” закрепить за собой министерские портфели в потенциальном коалиционном правительстве.