Вестник Кавказа

Глобальные рынки СПГ раздавлены пандемией

Oil Price
Глобальные рынки СПГ раздавлены пандемией

Нефть оказалась не самым пострадавшим от пандемии энергоносителем. Больше всего пострадал СПГ, и, вполне вероятно, что полоса испытаний для него продолжится, пишет Oil Price в материале Global LNG Markets Crushed By Global Pandemic. Спотовые цены на СПГ снижались с апреля, достигнув рекордного минимума в $1,85 доллара за миллион британских тепловых единиц в конце мая. Как и в случае с нефтью, причина спада в значительной степени обусловлена большим разрывом между спросом и предложением, который уже был значительным до коронавируса, а затем стал еще больше. 

Отгрузки из Соединенных Штатов в Азию и Европу были отменены - около 20 грузов за июнь и июль. Ослабленный спрос привел к тому, что экспортные мощности по сжижению природного газа достигли 13-летнего минимума, что говорит о грядущих проблемах. 

Положение СПГ в мире после пандемии крайне важно. Возможно, даже важнее, чем положение нефти. Спрос на СПГ, согласно сообщениям Reuters, был более устойчивым, чем спрос на нефть во время изоляций по всему миру, поскольку СПГ, помимо прочего, используется для выработки электроэнергии, и спрос на него более стабилен, чем спрос на топливо в транспортном секторе.

Если меры по борьбе с коронавирусом могли повлиять на этот устойчивый спрос до такой степени, что аналитики говорят о постоянных ценовых минимумах и предупреждают о сохраняющейся волатильности, то светлое будущее СПГ, которого все ожидают, может и не наступить. 

Согласно недавно опубликованному прогнозу по проектам в отрасли СПГ, США собирались добавить наибольшую долю новых экспортных мощностей СПГ в течение следующих пяти лет - 145,1 млн тонн в год. За ними следует Россия, которая, как ожидается, добавит 31,2 млн тонн СПГ, и Мексика с 11,7 млн тонн в год новых мощностей. Но произойдет ли это, если цены останутся слабыми?

Не все проекты будут осуществлены, по крайней мере, в установленные сроки. Например, компания Tellurian уже сталкивается с задержками проекта по производству ”Дрифтвуд-СПГ” в Луизиане, после того как истек срок действия предварительного соглашения о продаже с индийской компанией Petronet. Другой проект СПГ, Golden Pass в Техасе, напротив, увеличивает мощность с 15,6 млн до 18,1 млн тонн в год. Объект в настоящее время находится на стадии строительства.

Смешанные сигналы поступают и из других стран. Окончательное инвестиционное решение Exxon в отношении проекта ”Рувума-СПГ” в Мозамбике (в новом развивающимся районе) было отложено, возможно, до следующего года. Задержка происходит, несмотря на долгосрочные соглашения, заключенные Exxon об отводе газа из Рувумы.

В то же время его местный конкурент Total собирается завершить пакет финансирования в объеме $15 млрд собственного проекта СПГ в Мозамбике. Это, по мнению одного из банков, участвующих в финансировании, станет замечательным достижением в нынешних рыночных условиях, когда все испытывают нехватку денег, а банки гораздо осторожнее с тем, кому они их отдают. Согласно данным Международного газового союза, проект по производству сжиженного природного газа в Мозамбике стоимостью $20 млрд добавит 12,9 млн тонн сжиженного газа в год к общей мировой  производственной мощности, которая в этом году по прогнозам составит 454,85 млн тонн, что на 24,35 млн тонн больше, чем в прошлом году. Но это случится при условии, что цены не упадут еще сильнее.

На прошлой неделе произошел рост цен, что привело к восстановлению экспорта СПГ в США, подчеркивая взаимную зависимость этих двух факторов. Но дальнейший рост цен не гарантирован, особенно если ведущий мировой производитель СПГ решит начать ценовую войну в саудовском стиле.

Катар испытывает усиливающееся давление со стороны Австралии и, в последнее время, США, которые наращивают свои экспортные мощности по сжиженному природному газу с головокружительной скоростью, захватив долю на рынке, когда-то считавшуюся безопасной. В условиях, когда наблюдается постоянный избыток и все большее увеличение экспортных мощностей СПГ, у Катара, по словам Верити Рэтклифф и Анны Ширяевской из Bloomberg, два варианта: снизить производство, чтобы повысить цены, или повысить производство и еще больше обрушить цены, чтобы устранить конкуренцию.

Тактика переизбытка работала и раньше, но вместе с тем она вредит тому, кто ее применяет, стремясь достичь своих целей. Отрицательные цены стали одним из вероятных результатов подобной войны. Тем не менее еще одним результатом может стать консолидация производителей в группу, которая гипотетически может начать контролировать цены на мировом рынке СПГ.

Что бы ни происходило с ценами и производством, очевидно, что пандемия коронавируса оказывает заметное влияние на еще один сегмент энергетической отрасли, выделяя слабые места и сильные стороны. Среди первых - чрезмерная зависимость от Азии, которая на сегодняшний день остается крупнейшим источником роста спроса на СПГ. Когда пандемия уничтожила этот рост спроса, цены упали. Однако сильной стороной СПГ становится то, что спрос на него в долгосрочной перспективе будет расти: спрос начал восстанавливаться на ключевых азиатских рынках и цены также начали укрепляться. 

Возможно, что некоторые новые проекты СПГ будут отложены на год или два, пока цены не стабилизируются. Если они вообще стабилизируются. Индустрия СПГ стала сегментом с высокой конкуренцией, где большое количество производителей борется за долю рынка в условиях постоянной низкой цены. Вполне вероятно, что ценовая война - это только вопрос времени.

9395 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ